реклама]
Рында


RB2

Юрий ЗелёныйPro Деньги

17.3.99
: законно ли иметь VISA в западном банке, о усилении валютного контроля, официальный список оффшоров, что сообщают о владельце кредитки

Мой друг решил открыть счет или получить кредитную карточку в западном банке – для хранения сбережений и расчетов. Что ты можешь об этом сказать?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что в ЗАКОНЕ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ (в ред. Федерального закона от 29.12.98 N 192-ФЗ)

Цитата
Статья 5. Пункт 2. "Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации."

Далее смотрим нормативные акты ЦБ РФ и находим в письме ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ от 24 февраля 1995 г. N 12-86 ответ на вопрос

Имеют ли право резиденты (физические и юридические лица) открывать счета за границей и в каких случаях?

Цитата
На период пребывания за границей физические лица - резиденты могут открывать в банках - нерезидентах счета и вклады в иностранной валюте. В иных случаях открытие счетов и вкладов за границей физическими лицами - резидентами допускается только по лицензии Банка России.

По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в уполномоченный банк Российской Федерации или везти с соблюдением таможенных правил полученных за границей валютные ценности в Российскую Федерацию.

Юридические лица - резиденты могут открывать счета за пределами Российской Федерации и совершать по ним операции только с разрешения Банка России.

(Пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", раздел IV и пункт 11 раздела VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР")

Так, что же получается, что если кто-то хвастается о наличии у него счета за границей или карточки VISA западного банка – нарушает закон?

Да, если у него нет лицензии или специального разрешения ЦБ.

Это положение связано, в основном, с пресечением возможности не платить налоги, оставляя валютную выручку или прибыль за границей.

В настоящее время происходит ужесточение финансовой дисциплины. Правительство приступило к сбору информации, и делает оно это очень активно. Приведу выдержку из УКАЗАНИЯ ЦБ от 12 февраля 1999 г. N 500-У ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [в квадратных скобках мои комментарии]

Цитата
1.2. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих любой из следующих признаков:

а) в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей / поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;

[скрытое перечисление валюты за рубеж, под видом штрафов, предоплаты]

б) в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны, перечень которых установлен в Приложении 1 к настоящему Указанию;

[перечень стран, в которых открыли счета большинство российских предпринимателей, для избежания налогообложения или сокрытия прибыли]

в) в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США;

[фиксация клиентов с большими оборотами и осуществляющих относительно большие предоплаты]

г) в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

[выплатой завышенных процентов занижается прибыль, и выводятся средства на Запад]

д) по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);

[это уже нарушение – есть подозрение, что средства никогда не вернутся]

е) получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

[это нарушение – расчеты с третьими лицами, прекрасно защищающие от налогообложения по внешнеэкономическим контрактам у нас запрещены]

ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.

[а еще лучше фирму регистрировать на 100-летнего пенсионера-инвалида дня на 3-5]

Какое у тебя складывается впечатление от данного указания Олег?

Вначале произведут отбор предпринимателей, а потом нагрянут с проверками, ревизиями, арестами… Давай нашим читателям выложим полный текст Указания.

Кроме того, уже в начале кризиса ЦБ выпускал указания (но потом их отменил) о переходе внешнеэкономической деятельности на аккредитивную форму расчетов.

А почему?

Полностью исключена предоплата и необходимость следить на ней.

Следовательно, следующим советом предпринимателям, планирующим работать долго и успешно, будет – Учиться, учиться и еще раз учиться работать с аккредитивами.

Абсолютно верно! Как говорил мой знакомый – "Время простых финансовых схем 'купил/продал' прошло".

Цитата

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 12 февраля 1999 г. N 500-У

ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ
ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением уполномоченными банками функций агентов валютного контроля; установления порядка применения мер воздействия к кредитным организациям, не исполняющим требования валютного законодательства Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации на основании статей 9, 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" устанавливает следующее.

1. Порядок предоставления информации уполномоченными банками о некоторых валютных операциях юридических лиц - резидентов

1.1. Уполномоченный банк, через который юридическим лицом - резидентом (далее - "клиент") осуществляются валютные операции, обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция.

Клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России.

1.2. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих любой из следующих признаков:

а) в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей / поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;

б) в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны, перечень которых установлен в Приложении 1 к настоящему Указанию;

в) в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США;

г) в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

д) по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);

е) получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.

1.3. Уполномоченный банк обязан направлять в Банк России информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства и о проводимых клиентом валютных операциях, обладающих признаками, указанными в пункте 1.2 настоящего Указания, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушения или представления клиентом в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, обладающих признаками, указанными в пункте 1.2 настоящего Указания.

Указанная информация направляется уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в Главное управление (Национальный банк) Центрального банка Российской Федерации (Управление (Отдел) валютного регулирования и валютного контроля), осуществляющее надзор за уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), и должна содержать сведения, установленные в Приложении 2 к настоящему Указанию.

1.4. К клиентам, не представившим в уполномоченный банк необходимые документы в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Указания, органы валютного контроля вправе применить ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

2. Порядок применения мер воздействия к уполномоченным банкам

2.1. В случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, за ненаправление в установленный срок информации в Банк России в случае, предусмотренном пунктом 1.3 настоящего Указания, за продажу иностранной валюты клиенту либо приобретение иностранной валюты по поручению клиента в нарушение требований Указания Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.98, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

2.2. Ограничение проведения уполномоченным банком операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:

а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации);

г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).

2.3. Ограничение проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком.

2.4. Ограничение проведения операции купли - продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах вводится предписанием Банка России.

2.5. В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, установленных настоящим Указанием, Банк России вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций.

2.6. Применение к уполномоченному банку меры воздействия в виде ограничения проведения операции купли - продажи иностранной валюты является основанием для перевода Паспортов сделок клиентов в другие уполномоченные банки в порядке, установленном Банком России.

3. Настоящее Указание вступает в силу со дня его опубликования в "Вестнике Банка России".

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

В.В.ГЕРАЩЕНКО

Цитата

Приложение 1
к Указанию Банка России
"Об усилении валютного контроля
со стороны уполномоченных банков
за правомерностью осуществления
их клиентами валютных операций
и о порядке применения мер
воздействия к уполномоченным
банкам за нарушения валютного
законодательства"

от 12 февраля 1999 г. N 500-У

СПИСОК
ГОСУДАРСТВ И ТЕРРИТОРИЙ, ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

1. Княжество Андорра

2. Антигуа и Барбуда

3. Содружество Багамских островов

4. Барбадос

5. Государство Бахрейн

6. Белиз

7. Государство Бруней - Даруссалам

8. Республика Вануату

9. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:

- Ангилья

- Бермудские о-ва

- Британские Виргинские о-ва

- Монтсеррат

- Гибралтар

- Британская территория в Индийском океане (о-ва Чагос)

- Юж. Георгия и Юж. Сандвичевы о-ва

- Теркс и Кайкос

- Острова Кайман (Каймановы острова)

10. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

- Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк)

- о-в Мэн

11. Гренада

12. Республика Джибути

13. Доминиканская Республика

14. Ирландия (Дублин, Шеннон)

15. Республика Кипр

16. Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган))

17. Республика Коста - Рика

18. Острова Кука (Новая Зеландия)

19. Республика Либерия

20. Ливанская Республика

21. Княжество Лихтенштейн

22. Великое Герцогство Люксембург

23. Республика Маврикий

24. Малайзия (о. Лабуан)

25. Мальдивская Республика

26. Республика Мальта

27. Республика Маршалловы Острова

28. Республика Науру

29. Нидерландские Антильские Острова

30. Ниуэ (Новая Зеландия)

31. Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)

32. Республика Панама

33. Португальская Республика:

- Макао (Аомынь)

- о. Мадейра

34. Независимое Государство Самоа

35. Республика Сейшельские острова

36. Федерация Сент - Китс и Невис

37. Сент - Люсия

38. Сент - Винсент и Гренадины

39. США:

- Виргинские о-ва США

- Содружество Пуэрто - Рико

- штат Вайоминг

- штат Делавэр

40. Королевство Тонга

41. Суверенная Демократическая Республика Фиджи

42. Французская Республика:

- о. Кергелен

- Французская Полинезия

43. Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка

44. Швейцарская Конфедерация:

- кантон Женева

- кантон Нешеталь (Невшатель)

- кантон Фрибург

- кантон Цуг

45. Ямайка

46. Латвийская Республика

Цитата

Приложение 2
к Указанию Банка России
"Об усилении валютного контроля
со стороны уполномоченных банков
за правомерностью осуществления
их клиентами валютных операций
и о порядке применения мер
воздействия к уполномоченным
банкам за нарушения валютного
законодательства"

от 12 февраля 1999 г. N 500-У

 

ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ ПО ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ, НАПРАВЛЯЕМЫХ
КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В БАНК РОССИИ

  1. Полное наименование клиента (включая код ОКПО);
  2. Вид признака валютной операции, содержащейся в пункте 1.2 настоящего Указания (с указанием на подпункт);
  3. Реквизиты (дата и номер) договора (контракта) или иного документа, являющегося основанием для проведения валютной операции;
  4. Наименование и сумма иностранной валюты, на которую осуществлена операция;
  5. Страна регистрации (местонахождения) иностранного контрагента по сделке.
Редакция и автор материала будут очень благодарны Вам за отзыв
интересность темы скучно на один раз интересно
интересность материала скучно на один раз интересно
размер маловат самый раз длинноват

Ваше мнение

© Юрий Зелёный, 1999, дизайн Олега Дулецкого,
размещено на узле компании ЕТайп

АрхивНазадГлавнаяВперёд