Газета АвтоРынок /Калининград/


www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

"КИА-БАЛТИКА": С "АВЕЛЛАМИ" ЗАВЯЗАЛИ, СВИНЧИВАЮТ "КЛАРУСЫ"
Дмитрий Пискунов


В средствах массовой информации часто можно встретить различные суждения о заводе "КИА-Балтика", большинство из которых ограничивается описанием таможенных проблем. Однако жизнь на заводе охватывает более широкий круг вопросов. Люди работают, собирают большое количество автомобилей, отправляют их эшелонами в Москву. И все это покрыто какой-то тайной. На заводе даже городских телефонов нет - нет и возможности получать оперативную информацию о состоянии дел. А ведь раньше устраивались пресс-конференции, куда приглашали журналистов.

Для того, чтобы узнать положение дел на заводе можно пойти различными путями. Например, поговорить с руководством. Но можно ли быть уверенным, что полученная таким образом картина будет достаточно полно отражать существующее положение на заводе? Не лучше ли пообщаться с простыми работниками "КИА-Балтика". Такая возможность мне представилась. То что они рассказали, вполне можно считать непретвзятым мнением.

СБОРКА ЗА 10 МИНУТ

"КИА-Балтика" начала работать с мая этого года после официального открытия завода с участием премьер-министра Черномырдина. До октября здесь собирали автомобили малого класса "Авелла". Затем перешли на сборку более солидной модели - "КИА Кларус". При смене модели вначале возникли небольшие трудности, связанные с неприспособленностью захватов для переноски большего по размеру кузова "Кларуса". Однако с этим быстро справились, и теперь нормальный ритм работы конвейера восстановлен.

На завод комплекты для сборки автомобилей приходят в контейнерах. Кузов поступает в сборе: полностью оформленный салон, внутри сиденья в полиэтиленовых чехлах, вся электрика. Двигатель с коробкой передач и элементы подвески - отдельно. На заводе имеется сборочный цех. В нем одна линия конвейера, производительность которого при своевременной поставке комплектующих - 60...70 машин в смену. Рабочие с этой нормой справляются. В день работает только одна смена. На сборку каждого автомобиля уходит примерно 10 минут. Столько же времени дается рабочим ежечасно для отдыха.

Качество сборки автомобилей высокое, это не просто слова - у рабочих имеется все необходимое технологическое оборудование, с помощью которого сборочные операции выполняются строго в соответствии с технологией: с помощью имеющегося инструмента резьбовые соединения выполняются со строго определенным моменом затяжки. К тому же рабочие на конвейере выполняют, как правило, одну-две операции, и освоить их качественное выполнение совсем несложно. В общем-то и трудно что-то сделать не так, ведь общее количество сборочных операций не так уж и велико.

О качестве автомобилей, собираемых в Калининграде, можно косвенно судить по тому факту, что за все время зафиксирован лишь единственный случай, когда на завод привезли "Авеллу" для устранения неисправности. Однако полной уверенности в качестве автомобилей калининградской сборки нет, т.к. неизвестно, сколько их всего продано в Калининграде - основная масса уходит в Москву.

КОНВЕЙЕР - СЕРДЦЕ ЗАВОДА

Кузов автомобиля начинает свое движение по линии с помощью транспортера и механического захвата. Машину собирают в такой последовательности: установка амортизаторов, подвески, двигателя с коробкой передач, шиномонтаж, установка радиатора и воздушного фильтра, заправка тормозной, охлаждающей жидкостью, хладогентом и бензином. На шиномонтаже машина практически становится на свои колеса. По окончании сборки сразу же включают двигатель и проверяют функционирование тормозов и развал-схождение колес (в случае сборки "Авелл"). Если есть какие-либо отклонения, то машина направляется для дополнительной регулировки.

После выхода машины с конвейера на нее садится испытатель, он выезжает из цеха на трековую дорожку. Хотя она подготовлена еще не полностью, но тем не менее позволяет производить испытание ходовой части автомобиля. На примерно 100 метрах машина преодолевает участки дороги с различным качеством: ухабистой, ребристой, с брусчаткой, с асфальтовым покрытием. Водитель слушает машину и замечает недостатки в ее работе. Если находится дефект, то машина идет на участок доработки.

Затем машину принимает ОТК. В ее функции в основном входит проверка на комплектность и пломбировка узлов.

НА ПОКРАСКУ В "АВТОТОР"

Когда на завод поступают комплектующие, то иногда приходится их доводить до полной кондиции. Частенько встречаются наружние дефекты: царапины лакокрасочного покрытия кузова, разбитые фары или фонари. На участке доработки эти дефекты устраняются. С покрасочными работами для "Авелл" справлялись без труда. Однако с "Кларусами" появилась проблема, обусловленная тем, что для их покраски используется краска "металлик". В то же время простое оборудование (рефлекторы), которое имеется на "КИА-Балтике", в этом случае непригодно. Приходится возить автомобили на "Автотор-1" в поселок Космодемьянского. Там имеется цех с покрасочной камерой, в нем и выполняют все необходимые работы.

Похожая ситуация сложилась и с регулировкой развала-схождения колес на автомобилях "Кларус". Имеющийся стенд на "КИА-Балтике" может выполнять такую операцию только для "Авеллы". Поэтому все "Кларусы" на автовозах доставляют на завод "Автотор-1", где делают необходимые регулировки.

ПРОБЛЕМА - НЕРИТМИЧНЫЕ ПОСТАВКИ

Основные проблемы у руководства завода возникают из-за существующих таможенных законов и перебоя с поставкой комплектующих для сборки автомобилей. Бывает, завод простаивает по 2-3 недели. Однако когда все есть, то рабочие работают и по субботам, и воскресеньям. И даже более того - когда начали собирать "Кларусы", то рабочие даже задерживались на работе на три часа после окончания смены, чтобы компенсировать отсутствие опыта при сборке новой модели автомобиля.

Перерывов в работе завода больше, чем самой работы. Считается, что если завод в месяц работает неделю, то это нормально. Бывает целый месяц ждут подвоза комплектующих. В другое время рабочих занимают другими делами, в основном хозяйственными и строительными.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА

За работу, как и за простой зарплату только начисляют. Деньги в последний раз давали только в июле. Система оплаты такая: у каждого есть оклад. В зависимости от выпуска автомобилей к нему добавляется еще до 300 процентов. Так рабочий на конвейере имеет оклад 300-400 тыс. рублей, в период выпуска автомобилей ему начисляется (не надо путать со словом "выплачивается") около 1500-1700 тысяч рублей. Такая система действует на все категории работников завода.

Задержками в выплате зарплаты работники завода крайне недовольны. Расчеты по зарплате выполнены лишь по июль, а за 4 месяца с августа по ноябрь "заплатили" пока только обещаниями.

Каждый месяц минимум один раз рабочие выражают свой протест в связи с задержками в выплате зарплаты. В периоды простоя конвейера они отказываются ходить на работу и выполнять какие-либо иные виды работ. Не ходят на работу неделями. Правда, когда поступают комплектующие, то все дружно выходят и делают свое дело. Ради чего? Надеются, ведь обещают, что если будут работать, то и деньги появятся.

Недовольства выливаются в периодические забастовки. Серьезная забастовка прошла в августе. В таких ситуациях администрация завода откупается мелкими подачками - по 700-800 тысяч рублей, что особенно бесит заводчан. Даже если у кого-то случается что-то, требующее немедленных расходов, например, на похороны, то выбить, скажем, миллион на эти цели практически невозможно.

В понедельник на прошедшей неделе несколько десятков рабочих, в основном с конвейера, забастовали, они встали у заводских ворот и заявили, что не выпустят с территории завода автовозы с собранными автомобилями. Люди потребовали, чтобы руководство завода объяснило им сложившуюся ситуацию с невыплатой зарплаты в то время, как одних только "Кларусов" за последний месяц было собрано много сотен, не говоря уж об "Авеллах" - их отправили 3-4 эшелона. Бастующие заявили, что не будут выпускать автомбили, пока им не будут платить зарплату. Результат: руководство было вынуждено пойти на выплату аванса за ноябрь. Рабочим на конвейере дали по 500 тысяч рублей, управленческому персоналу - по 900. Пообещали в очередной раз, что вся задолженность будет погашена. До 20 декабря...

ЗАВОДСКОЙ "СКАЗОЧНИК"

Обещания по выплате зарплаты, как понимает читатель, идут от дирекции завода. Так, одного из ее представителей рабочие прозвали "сказочником". В общем-то солидный мужчина собирает народ и начинает рассказывать сказки: сейчас мол перечислены деньги по электронной почте, деньги есть, завтра получите. Завтра он отсылает на послезавтра и т.д. и т.п. Или: деньги есть, но очень большие налоги, задолженности за аренду, за воду, электроэнергию и т.д. Где деньги за проданные автомобили? Они, конечно, поступают на счет, но идут на расчеты по долгам, а на зарплату не хватает. Давайте потерпим еще, мы же развиваемся. Каждый раз придумывается новая сказка. Разговоры тянутся из месяца в месяц. Отсюда и отношение к "сказочнику" такое, доверия он явно не внушает, сколько же можно ему верить.

Ввиду такого положения дел многие рабочие с конвейера увольняются. Правда, замена им находится без больших проблем - научить человека одной-двум операциям особого труда не составляет. Тем не менее, ажиотажа при приеме на работу сейчас нет, как было раньше. Люди поняли, что зарплату на заводе не платят. Среднее и руководящее звено пока еще держится - живет надеждами на лучшие времена.

На заводе сейчас трудится около двухсот человек, из них примерно поровну рабочих и управленческого персонала.

ЗАВОД БЕЗ СВЯЗИ

Из-за отсутствия платежей все городские телефоны на заводе "КИА-Балтика" отключены. Представляете себе - в управлении ни одного городского телефона нет! Работает только внутренняя связь. Даже пожарную команду, если потребуется, и то вызвать нет возможности! У директора, правда, имеется сотовый телефон, оплата которого обходится значительно дороже чем несколько обычных телефонных линий.

А ТЕПЕРЬ "КЛАРУСЫ"

Специфика "Авелл" в том, что они до того, как попасть на завод, уже однажды собирались, а потом разбирались. У каждой на спидометре 5-6 км. "Кларусы" же поступают на завод с "нуля". Даже защитная упаковка отличается своей первозданностью. Продолжая сравнение, можно сказать, что у "Авелл" тормозные шланги были подвязаны целлофановыми мешочками, в которых находились остатки тормозной жидкости, у "Кларусов" же в аналогичных мешочках - переходник и прокладка, и никакой жидкости! Кстати, предприимчивые рабочие прокалывали мешочки у "Авелл" и сливали с каждой машины по 20-50 грамм тормозной жидкости. За день таким образом набирали пару литров тормозухи.

Когда пошли "Кларусы", вначале было много брака лакокрасочного покрытия - на белой краске проступали желтые пятна диаметром до 10 см. По этому поводу на завод специально приезжали корейцы. С одного "Кларуса" они даже вырезали кусок крыла с дефектом и забрали с собой на анализ. Как назло машин с белой краской шло много, говорят, что Москва заказала якобы на такси одну или две сотни именно белых "Кларусов".

ИНОСТРОИТЕЛИ

К работам на заводе привлекаются бригады из других стран. С Украины рабочие сделали котельную, сейчас выполняют строительные работы в новых цехах (сборки кузовов и покрасочного). Бригада из Литвы установила отопителную систему, бригада из Польши путем замены на новые утеплила окна и двери. Непонятно, почему эти работы не были отданы калининградцам? Может, их без оплаты никто выполнять не стал бы, а платить одним калининградцам на фоне хронических невыплат другим привело бы к взрыву недовольства? Но это к слову, отрадно, что с запуском на прошлой неделе отопительной системы условия труда для рабочих значительно улучшились, ведь ранее помещение цеха совсем не отапливалось и работать в них с наступлением холодов было совершенно невозможно.

"ВЕКТРА" НА СМЕНУ "КЛАРУСА"

Руководство завода надеется на дальнейшее развитие сборочого производства. Сечас на "КИА-Балтике" ведутся переговоры с фирмой "Опель". Оттуда уже приезжала делегация для обсуждения вопросов сборки в Калининграде автомобилей "Вектра". По мнению заводчан, эта модель весьма удачно подходит под налаженный технологический процесс.


 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок, дизайн Олега Дулецкого, размещено на сервере компании ЕТайп