U2
Сократ, Ваш Удватор.


Это великая группа. Тут нет преувеличения. Их музыка, идеология, имидж стали историей европейской культуры. В восьмидесятые "U2" была единственной группой, которая пользовалась массовым успехом и не играла попсу. При этом они не совершали рок-революций, оставаясь собой.

Современный период истории ансамбля, начиная с альбома "Achtung Baby", раздражает многих старых фанов "U2", видевших в них не поп-артистов, а политических деятелей. В свое время художник Andy Warhol стал создавать новое искусство. Он ввел в этот мир возвышенного быт. Критики, конечно, заявили, что само искусство умерло. Нечто подобное совершают музыканты "U2" в современный период. Они соединили мощь своего излучения с откровенными элементами самой что ни на есть ортодоксальной (голимой) попсы. Идея рок-героизма сочеталась с идеей обывательского кича. И если в "Achtung Baby" многие не придали этому значения, считая, что это просто неудачный альбом -- мол, и на старуху бывает проруха, то следующий релиз 1993 года "Zooropa" сразу родил разговоры о том, что ирландские бунтари продались. Мне удалось побывать на шоу "Zooropa" в 1993 году, будучи в Лондоне. Стадионный концерт оставил у меня тягостное впечатление. То, что творилось на сцене, видели только те, кто находился перед ней. А из ложи прессы и с трибун можно было разглядеть только видеомониторы, не охватывающие всего происходящего, и мельтешение фигур на сцене. Конечно, был прекрасный звук, исполнение хитов, но все пенки прошли мимо. Мозг группы -- вокалист Bono построил концерт как смесь телешоу типа "Доброго Вечера" с политическим митингом. На сцене появлялись разные знаменитые личности, пели с "U2", разговаривали, призывали. Сам Bono не раз агитировал за мир и т.п. и т.д. Все это казалось напыщенным. Я, как и многие, был не готов к эксперименту. Поэтому, наверное, "Zooropa" не стал таким событием, как альбом "Pop" и турне "PopMart". Ныне общая тенденция искусства такова, что большинство как публики, так и эстетов воспринимают это невозможное сочетание комикса и шедевра. Не могу при удобном случае не вспомнить фильм "Pulp Fiction" -- один из знаков поворота культуры в этом направлении.

Альбом "Pop" хорош, но не фундаментален. А вот шоу "U2" "PopMart" -- это действительно новое слово в музыкальном искусстве, хотя сами музыканты сделали все, чтобы представление никоим образом не отдавало новаторством или не дай бог авангардом.

Концерт превратился в музыкальный супермаркет, где каждый может себе найти то, что хочет. Ибо в этой программе представлены чуть ли не все стили современной музыки. Кстати, и название "PopMart" происходит от слияния двух слов: альбома "Pop" и имени главного спонсора тура, сети супермаркетов в США "K-Mart". Не случайно, что турне началось не где-нибудь в родном Дублине или культовом Лондоне, а в городе желтого дьявола Лас-Вегасе. Поражает и свойственная поп-культуре гигантомания. Фантастическая сцена высотой тридцать три метра, высоченная желтая дуга, напоминающая половину фирменного знака фастфудовского генерала-кафе McDonalds. Такой же высоты зубочистка с оливкой для мартини. Семьсот квадратных метров громадного видеомонитора (учли мои претензии к "Zooropa"). Эта видеоширма действительно настоящее изобретение, так как являет собой не только изображение концерта, но световое компьютерное шоу, разработанное художниками Keith'ом Harig'ом и Roy'ем Lichtenstein'ом.

Все это потребовало немало денег, но как истинные художники музыканты "U2" смело шли на коммерческий риск. Достаточно сказать, что подготовка и проведение одного концерта стоит 215.000 долларов. А всего за 14 месяцев "U2" планируют отработать сто концертов. Ожидаемые деньги -- 225 миллионов долларов.

В целом видеошоу построено на двух основополагающих началах музыки -- сексе и танцах. Элементы дискокультуры присутствуют и в костюмах музыкантов, взятых из стилистики гей-группы "Village People". Все-таки придется откровенно признаться, что от ирландских бунтарей ничего не осталось. Зато миру явились techno-pop-rock артисты высокого качества. Старые песни несут в себе сильный заряд rock'n'roll'а, но все шоу абсолютно перешагнуло за рамки рок-музыки и за рамки "U2" как общепринятого стереотипа. Ныне слово "U2" может восприниматься на одном уровне с кафе McDonalds с их гамбургерами, которые в свою очередь являются "краеугольными камнями американского завтрака".

Теперь вернемся к началу. Сначала Земля была раскаленным шаром. Затем умерли динозавры (хотя Spielberg говорит, что не все). Затем в 1977 году в Дублине четыре молодых человека создали ансамбль "Feedback", исполняющий песни из репертуара групп "Rolling Stones" и "Beach Boys". Эти четверо юношей были: Paul Hewson (10 мая 1960), он же Bono -- вокал; David Evans (8 августа 1961), он же The Edge -- гитара; Adam Clayton (13 марта 1960), бас-гитарист собственной персоной; Larry Mullen (Laurence Mullen, 1960, октября 1-го), барабанщик. Затем ансамбль сменил имя на "Hype", но только затем, чтобы в 1978-ом сменить его на знакомое нам "U2". После победы на конкурсе молодых талантов в городе Ламерик (оттуда, кстати, и "Cranberries") ансамблем заинтересовался менеджер Paul McGuinness. Не без его помощи ребята подписывают контракт с ирландским филиалом "CBS". Дебютная небольшая пластиночка "U2:3" включала хит "Out Of Control", который занял в Ирландии первое место. Подобная же судьба постигла и следующий сингл "Another Day". Несмотря на то, что у "U2" был контракт с ирландским отделением "CBS", английская фирма игнорировала новичков. Что стало поводом для подписания контракта с лэйблом "Island Records", для дистрибуции произведений за пределами Ирландии.

Попытка с наскоку покорить Британию не удалась. Сингл "110'Clock Tick Tock" хоть и был замечен, но успеха не имел. Надо отметить, что "Island Records" стали вести дела "U2" по обе стороны Атлантики, и сингл "I Will Follow" был опубликован как в UK, так и в USA. Первый альбом "Boy" очень четко фиксирует временное состояние "U2" -- юношеский восторг -- "они стали рок-звездами". Но реальный успех пришел к "U2" с синглом "Fire", который вошел в тридцатку лучших. К этому времени стала оформляться и идеология "U2". Сложно сказать, чего тут было больше -- действительно войны за присоединение Северной Ирландии к остальной Ирландии или обиды на англичан, упорно не признающих "U2", в отличие от ирландцев. Но разрабатывался именно этот мотив. И альбом "October" оказался наполнен подобными провокационными мыслями. Однако, уже в марте 1983 года альбом "War" занимает первое место в Великобритании. Хорошо расходится релиз и в США. Альбом был переполнен политическими лозунгами; "Sunday Bloody Sunday" -- гимн Северной Ирландии, "New Year's Day" в поддержку польского антикоммунистического движения "Солидарность". "Under A Blood Red Sky" -- жесткий концертный рок-альбом уже пошел по колее и был хорошо принят во всем мире. Он демонстрирует энергию раннего периода "U2". Эта сила вознесла ирландцев в элиту рок-музыки того времени. Спеть с Bono дуэтом (даже это превратится в манию) не отказывается сам Bob Dylan. А следующий альбом "The Unforgettable Fire" продюсирует Brian Eno. С его помощью музыка "U2" приобретает, кроме энергии, еще и блеск. А песня "Pride (In The Name Of Love)" навечно стала гимном человечности. Изменения в идеологии стали заметны: вместо войны -- любовь. Группа принимает участие в различных благотворительных мероприятиях: "Live Aid", "Ierland's SelfAid" и др. Квинтэссенцией этого периода является эпохальный альбом "The Joshua Tree". Любой здравомыслящий любитель музыки обязан иметь его в своей коллекции. Стоит ли говорить, что диск занял первое место во всех цивилизованных странах мира. Этот факт говорит о том, что "U2" стала самой популярной группой в мире. Идея духовного спасения через любовь звучит в каждой песне. Хиты "With Or Without You" и "I Still Haven't Found What I'm Looking For" не сходили с топов чартсов. После такого альбома нужно было взять паузу, что и последовало. Фаны были удовлетворены концертным альбомом "Rattle And Hum". Надо напомнить еще одну сердечную песню того периода -- "Desire", сделанную в американском стиле. Эта вещь -- первая ласточка некоторой американизации "U2", которая потом даст "PopMart". В том же стиле "Where The Streets Have No Name". Казалось, что будущее "U2" за такими песнями...

Но тут всех огорошил сумасшедший альбом 1991 года "Achtung Baby". Музыканты почувствовали изменение ситуации. В мире рухнула стена, разделявшая Запад и Восток и начались интеграционные процессы -- идеи "The Joshua Tree" находят реальное воплощение. Реализуясь, идея умирает. Нужно было придумать что-то новое. Альбом "Achtung Baby" показывает, что "U2" еще не определились, но новая канва уже прощупывается. Артисты примеряли на себя ризы художников возрождения, несущих искусство в массы. Для этого надо было заговорить на их языке. Bono остается политическим человеком, мимо которого не проходят события в Югославии. Но при этом он четко определился с "U2", работая на потребителя. Мощная волна танцевальной techno-музыки родила соответствующего "костюмера". И "U2" сменили костюмы... Танцуем "Pop"!


Предыдущая статьяРазворотСледующая статья
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co