Предыдущая статья Новый Наблюдатель /Калининград/ Следующая статья
www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

“Лолита” /”Lolita”/
КИНО НА ОБОЧИНЕ С СЕРЖЕМ КРУА


США. Pathe-Chargeurs. “Екатеринбург Арт”

Актеры: Джереми Айронс, Доминик Свэйн, Мелани Гриффит и др. Композитор: Эннио Морриконе. Оператор Хоуард Атертон. Сценарист Стивен Шифф (по одноименному роману В.Набокова). Продюсеры: Марио Кассар и Джоель Б.Мичэлс. . Режиссер Эдриан Лайн. . Продолжительность 127 минут. . Возрастное ограничение 16 лет. . Первый показ в США — ноябрь 1995 г. . Премьера в России — 20 февраля 1998 г. . Официальный выход на видео — 25 февраля 1998 г. . Рейтинг: “Удовлетворительно” (С.Круа “Н.Наблюдатель”) 2. “Так себе”.(А.Плахов, Premiere)

Автора!

Эдриан Лайн/ Adrian Lyne/ род. в 1948 г. в Питерборо (Великобритания). Окончил школу Highgate School, в которой одним из преподавателей был его отец. Э.Лайн работал рекламным клипмейкером в Великобритании и США. Дебютная художественная кинокартина: “Лисички”/”Foxes”/1979г. С 1983 года снимает фильмы на киностудиях Голливуда. Самый большой финансовый и художественный успех — “Роковое влечение”. 450 $ млн. и шесть номинаций на премию “Оскар”, в свободное от съемок время Э.Лайн “живет с женой и четырьмя детьми на юге Франции”.


“Танец — Вспышка”/ “Flashdance”/ США, 1983

“Девять с половиной недель”/ “9 Ѕ weeks”/ США, 1983

“Роковое влечение”/”Fatal Attraction”/США, 1987

“Лестница Иакова”/”Jacob’s Ladder”/ США, 1990

“Непристойное предложение”/”Indecent Proposal”/ США, 1993

Владимир Владимирович Набоков (1899 — 1977)

Русско-американский писатель. Сын известного политического деятеля, одного из лидеров конституционных демократов, позже управляющего делами Временного правительства, В.Д.Набокова. Закончил Тенишевское училище. Первую книгу (одно стихотворение) издал в 1914 г. Печатался в журнальной периодике. В 1916 году издал первый поэтический сборник. 15 апреля 1919 г. семья Набоковых покинула Россию последним рейсом парохода “Надежда”, Севастополь — Константинополь. В 1922 г. В.Набоков закончил Кембриджский университет. С 1949 г. живет и работает в США. Автор рассказов, повестей, романов и пьес на русском и английском языках.


“Защита Лужина” (1929-30) .

“Дар” (1937)

“Приглашение на казнь” (1935-37)

“Пнин” (1957) и др.

Роман “Лолита” В.Набоков закончил весной 1954 года. В 1955 г. роман издан во Франции в издательстве “Olympia Press”, тиражом в 5 тыс. экз. Вопрос об издании книги в США решался в судебном порядке, и был решен в пользу автора в 1959 г. В СССР основные книги В.Набокова были изданы после 1985 г.

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

“Если бы я знал с самого начала, сколько цензурных ограничений встанет на моем пути, я бы не стал снимать этот фильм...” (С.Кутрик, кинорежиссер. 1962 г.) “Если бы я снял фильм, в котором показал, как двенадцатилетнюю девочку сожгли на костре, или изрезали на куски, или съели заживо, никто бы и не пикнул, фильм преспокойно выпустили бы в прокат”. (Э.Лайн, кинорежиссер, 1996 г).

Сейчас уже невозможно точно сказать, сколько человек присутствовало в просмотровом зале луизианского городка Хаммонд, ненастным ноябрьским днем 1995 года, когда Эдриан Лайн явил миру вторую экранизацию самого скандального американского романа двадцатого века. Того чернового монтажного авторского варианта, оцененного немногочисленными журналистами и сыном Владимира Набокова, Дмитрием, короткой, лаконичной фразой: “О, боже мой!”, скорее всего, уже никто никогда не увидит, многие сцены вырезали, фильм перемонтировали заново, но даже и это не помогло его трагической прокатной судьбе в Америке, не повлияло на безжалостный вердикт оценочной комиссии: “Фильм не может появится в Американском прокате в виду крайне низких художественных достоинств, вернее говоря, их полного отсутствия”. Оставим этот вердикт на совести высокого жюри, перевидавшего всякого и искренне посочувствуем талантливому режиссеру, которому казалось, что он снимает фильм в самой свободной стране мира. Неудачи преследовали этот проект с самого начала. Когда-то один из самых влиятельных голливудских продюсеров, Марио Кассар приобрел права на экранизацию за миллион долларов и начал подготовительный процесс.

Вначале было слово, и пока самые титулованные киносценаристы ломали копья и зубы о великую прозу стопроцентного американца с загадочной русской душой, финансовые дела киностудии Кассара “Carolco” пришли в полный упадок, а затем и сам владелец постепенно отошел от кинодел, вплотную занявшись собственным здоровьем, угробленным на непосильной работе на “Фабрике Грез”, согласившись, чисто для приличия, стать обыкновенным продюсером.

Финансовые неурядицы удалось решить с помощью французской промышленной группой “Chargeurs”, приобретшей права на будущую картину. Стоимость проекта возросла почти в два раза и составила почти шестьдесят миллионов долларов, когда режиссеру удалось убедить новых хозяев в небольшой ценности их первого предложения — переместить сюжет из пятидесятых годов в наши дни, что предполагало большую финансовую экономию. Фильм был отснят на территории нескольких американских штатов, несмотря на активное противостояние съемочной группы и объединившихся, с другой стороны, местных властей и общественных объединении, не сумевших остановить съемки “непристойного кино”, но отыгравшихся сполна в давлении на Американскую киноассоциацию (МРАА). Немногим лучше обстоят дела с прокатом в Европе, но кажется, с идеей самоокупаемости фильма можно попрощаться. Из всех европейских стран официальная кинопремьера, состоялась только на родине одного из величайших писателей, однажды осмелившегося рассказать людям правду про их запретные мысли.

Фильм, фильм, фильм.

Несмотря на все политкорректные предосторожности, “Лолита”, задуманная режиссером сразу после “Рокового влечения”, опоздала, из-за производственных и прокатных трудностей, и попала уж совсем не ко времени — когда в Америке поднялась новая волна морального консерватизма... В Европе фильм показался слишком благопристойным, “ни хорошим, ни плохим — никаким”. (А.Плахов Premiere # 2, 1998).

“Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресл. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло.Ли.Та...” (В.Набоков “Лолита”. Olympia Press, 1955).

Вряд ли эта картина способна сильно обрадовать поклонников романа Владимира Набокова, имеющих каждый свое представление о двенадцатилетней нимфетке и ее отчиме. Она скорее для тех, кто книги не читал и ориентируется на описание, непременный атрибут каждой видеокнижки, доступно и толково поясняющий, что к чему нынче в этом мире.

Именно в стиле такого описания и снята картина, не ставящая вопросов, не содержащая головоломок, а просто и на достаточно высоком художественном уровне рассказывающая историю любви, которая однажды охватила немолодого литератора с французской фамилией Гумберт к его юной падчерице, любви, уходящей корнями в далекое прошлое и с самого начала настраивающей зрителя на трагическую развязку, которая наступит после нескольких лет скитаний героев по Соединенным Штатам Америки.

Эдриан Лайн, который в прежних своих работах достаточно много времени уделил исследованию сжигающих человеко-страстей, почему-то достаточно легко сумел отказаться от главной темы романа, который рассказывает, на самом деле, не слащавую и сентиментальную лав стори, а историю основного человеческого инстинкта.

Этому фильму трудно дать однозначную оценку “плохо” или “хорошо”, немало убедительных аргументов могут привести и та и другая сторона зрителей, никогда не бравших в руки роман. Человека-же когда-то жадно вчитывающегося в его строчки, картина, скорее всего, оставит равнодушным, еще одна история из разряда тех, что каждый вечер вам предлагает “голубой экран”.


Предыдущая статьяРазворотСледующая статья
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co