“Лос-Анджелес. Конфиденциально”
/”L.A. Confidenteal”/
США. Warner Bros.-Regency Ent.
Демонстрационная копия.
Вариант перевода — “Секреты Лос-Анджелеса”.
Актеры: Кевин Спейси,
Рассел Круу, Гэй Пирс, Ким Бейсинджер и др. Композитор — Джерри Голдсмит.
Оператор — Данте Спинотти. Сценарий Брайана Хилджленда и Кертиса Хэнсона (по
роману Джеймса Эллроя “Большое Нечто Лос-Анджелеса. Конфиденциально”). Продюсеры —
Арнон Милчэн, Кертис Хэнсон и Майкл Нэтхэнсон. Режиссер — Кертис Хэнсон.
Продолжительность — 138 минут.
Возрастное ограничение — 16 лет.
Мировая премьера — Каннский МКФ (1997). Выход на видео в России — 12 марта (официальный
дистрибьютор “Лазер Видео”).
Рейтинг: “Отлично” (Н.Цыркун “Искусство кино”), “Отлично” (С.Ростоцкий “Premier”),
“Хорошо” (С.Круа “Н.Наблюдатель”).
Награды: премия “Золотой глобус” К.Бейсинджер, две премии Национального совета
кинообозревателей США, четыре премии Бостонского общества кинокритиков, две премии Нью-
йоркских кинокритиков, премия Лос-анжелесских кинокритиков 1998 г.
АВТОРА!
Кертис Ли Хэнсон (родился 24 марта 1945 г. в г.Рено, США). Американский кинорежиссер, актер,
сценарист. Снимался в фильмах: “Убийство у адских ворот” (телефильм, 1981), “Болваны” (1985 г., реж.
Ричард Доннер), “Последний невиновный” (телефильм, 1987).
Автор фильмов:
“Пробужденные” /”The Arousers”, 1970/.
Другие прокатные названия — “Поцелуй для Эдди” и “Сладкое убийство”.
“Маленькие драконы”
/”The Little Dragons”, 1980/
“Losin’ It”
/1982/
“Дети Таймс-сквера”
/”The Children of Times Square”, 1986/. Телефильм
“Окно спальни”
/”The Bedroom Window”, 1987/
“Дурное влияние”
/”Bad Influence”, 1990/
“Рука, качающая колыбель”
/”The Hand That Rocks the Cradle”, 1992/
“Бурная река”
/”The River Wild”, 1994/
Джеймс Эллрой (род. 1948).
Настоящее имя Ли Эрл Эллрой. Американский писатель, публицист. Автор многочисленных криминальных
романов, развивающий направление, заданное классиками жанра Дешилом Хэмметом и Дрэгнетом Джеком
Уеббером. На русский язык не переводился. По роману Дж.Эллроя “Кровь на луне” (“Blood On The Moon”),
режиссер Джеймс Б.Харрис поставил в 1988 году художественный фильм “Коп” (“Cop”) с Джеймсом Вудсом в
главной роли. Дж.Эллрой постоянно проживает в Канзас-сити.
ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
Совершенно незаметно прошедший по фестивальным киноэкранам Европы, фильм К.Хэнсона, после его
премьеры в Америке, несмотря на выпуск ограниченного числа кинокопий, сумел вызвать к себе большой
интерес всех категорий зрителей, что в конечном итоге вылилось в пять номинаций на основную
национальную кинопремию. Сегодня, когда вам уже известно, сколько наград пополнило творческую копилку
создателей картины, в Америке продолжаются прения многочисленных критиков, любимцем года которых
стали секреты и тайны лос-анжелесских полицейских. На тему того, не станет ли нынешний год годом начала
нового всплеска интереса кинематографистов к достаточно подзабытому жанру “черного фильма”.
Этот термин был изобретен, придуман, обоснован французской кинокритикой для обозначения ряда
американских кинолент 40-ых —начала 50-ых годов, и даже в англоязычных странах звучит по-французски —
“Film Noir”. “Черными” принято называть как некоторые детективы, так и гангстерские ленты, переставшие
быть просто развлекательными и обогатившиеся новой символикой, смыслом и стилистическими
особенностями.
Это была своего рода революция жанра. В традиционное раскрытие преступления, разгадывания загадки,
как ветер, ворвалась реальная жизнь с ее неприглядными сторонами, жестокостью и пессимизмом. Всем
этим кинематограф обязан, в первую очередь, литературе. Молодые, талантливые американские писатели
сумели в рекордно короткое время привлечь к себе внимание многочисленных потребителей книжно-
журнальной продукции, иногда называемой некоторыми высоколобыми критиками продукцией второго сорта.
В основном, новые имена открыл выходящий с 20-ых годов популярный литературный журнал “Black Mask”,
а позже такие авторы-классики, как Дэшил Хэммет, Реймонд Чандлер, Росс Мак-Дональд, У.Р.Бернетт, Уильям
Айриш, Харас Мак-Кой, Джим Томпсон своими произведениями породили направление, именуемое
литературоведами как “Жесткая школа” (Hard-Soiled School).
Именно экранизация романа Хэммета “Мальтийский сокол”, осуществленная в 1941 году Джоном
Хьюстоном, считается сегодня первым “черным” фильмом. В дальнейшем школу создавали такие
кинорежиссеры, как Орсон Уэллс, Джон Хьюстон, Уильям Чайлдер, Ховард Хоукс, Билли Уайлдер, Джордж
Кьюкор, — фильмы которых оказали огромное влияние на подрастающее новое режиссерское поколение и
пользовались успехом практически во всем мире. В Европе в этом жанре достаточно успешно работали
французы Клузо, Годар, Мельвиль, Маль и Трюффо, именно они не давали жанру тихо и покойно почивать на
достигнутом, и именно они спровоцировали второй всплеск интереса к “черным” лентам в Америке в
семидесятые годы, когда после создания фильмов “Французский связной”, “Жить и умереть в Лос-
Анджелесе” Уильяма Фридкина, “Долгое прощание” Роберта Олгмена, “Грязный Гарри” Дона Сигела,
“Китайский квартал” Романа Полянского, критики заговорили о том, что жанр переживает второе рождение.
Финансовый успех нового “черного хита” не слишком впечатляющ: 41.474.464 долларов за 136 дней проката,
очень скромный, по американским меркам, результат, — но иногда даже в Америке случается так, что деньги
решают не все. И в этом тоже один из секретов популярности картины.
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ
“...Свою схватку с противником герой “черного” фильма зачастую выигрывает, однако должен
внутренне подчиниться законам общества, где слияние “нормы” права с преступлением само
стало нормой; отсюда — двойственность моральной оценки героя”.
(В.И.Михалкович “Кино Энциклопедический словарь”).
“Добро пожаловать в Лос-Анджелес! С ярким солнцем, с пляжем, широким и манящим,
апельсиновыми деревьями, простирающимися так широко, покуда видит глаз.
Работы полным-полно, земля дешевая, у каждого работника может быть свой дом, счастливая
американская семья. У вас может быть все... и кто знает, может быть, вас даже откроют, и вы
станете звездой... или увидите звезду... Хороша жизнь в Лос-Анджелесе!”
(“Лос-Анджелес. Конфиденциально”).
Классический “Film Noir” в стиле пятидесятых годов сумел создать постановщик когда-то очень популярного
в Советском Союзе конца девяностых триллера “Окно спальни”, в котором безжалостный маньяк доводит до
истерики главную героиню, а заодно и всех зрителей, оказавшихся случайными свидетелями преступления.
У убийств, совершаемых кем-то, в картине, снятой Кертисом Хэнсоном десять лет спустя, свидетелей нет,
так как на местах преступлений уничтожается все мало-мальски живое. Двое полицейских, пытающихся
докопаться до истины, становятся соперниками, которым предстоит выяснить, кто же на самом деле стоит
за спиной убийц, попутно разгадав загадку женщин-двойников, популярнейших американских киноактрис. Как
всегда бывает, ситуация развивается совершенно в неожиданном для героев направлении и приводит их на
окраину города, в пустующий дом, где в решающей схватке с превосходящими их силами противника
полицейские и узнают, что за силы противостоят полиции Лос-Анджелеса.
Думаю, не надо обладать большим воображением и даром предвидения, чтобы дать ответ на этот вопрос
еще в самом начале картины, все ходы которой уже разработаны полвека назад.
Мораль проста, и весь смысл фильма укладывается в два небольших абзаца, приведенных выше. Закону
всегда противостоит закон, за яркими фасадами и броской рекламой скрыты гноящиеся язвы, и ирония
судьбы заключается в том, что завтра ты сам окажешься на месте своего заклятого врага. Возможно,
именно эта упрощенность, неказистость сыграла с картиной злую шутку на международных фестивалях, где,
помимо стильности и чистого профессионального киноязыка, требуется еще что-то неуловимое, без
названия, от чего иногда бегут мурашки по спине или наворачиваются слезы.
Картина же Кертиса Хэнсона холодна, и вам самим придется, как, впрочем, и всегда, решать, ваше это кино
или нет.
P.S. Не совсем внимательным зрителям хочется порекомендовать досмотреть фильм, как это
делают профессионалы, до последнего титра. В одном случае из ста режиссеры используют
своеобразный постскриптум — окончательную точку, иногда, впрочем, улучшающую и
завышающую общую оценку картины.
В МАРТЕ “НА ОБОЧИНЕ”
Рейтинг
фильмов
1. “Лос-Анджелес.
Конфиденциально” (реж. К.Хэнсон) — хорошо, 3,0
2. “Лолита”
(реж. Э.Лайн) — удовлетворительно, 2,8
3. “Амистад” (реж. С.Спилберг) — удовлетворительно, 2,5
(Оценка выставлена
по четырехбальной системе).