Предыдущая статья Новый Наблюдатель /Калининград/ Следующая статья
www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

ЧТО ЗА ЭЛЕКТРОНИКА ТАКАЯ?
Тему исследовал: Сократ и куча словарей


Описывая электронную музыку, мы часто бросаемся терминами “trance”, “ambient”, “drum’n’bass” и др. Для простоты лично я использую термин “techno”, когда описываю современную электронную музыку и не хочу конкретно уточнять, что это за стиль. Порою это получается не совсем грамотно. Поэтому сегодня мы уже в третий раз попытаемся разобраться, что есть что в этом направлении шоу- бизнеса.

Ранее мы предлагали британский и американский взгляд на вещи. Теперь настала очередь немецкой классификации стилей. Все-таки Германия - страна, давшая немало “электронных” артистов. К тому же немцы всегда были сильны во всякого рода классификациях, алгебрах-геометриях и тому подобных химиях-физиках.

Karlheinz Stockhausen

Это то, с чего все началось. Karlheinz Stockhausen (родился 22 августа 1928 года в Кельне) считается отцом современной электронной музыки. В своих произведениях “Kontakte” (1960) или “Hymmen” (1967) композитор исследует творческие возможности электронной музыки. Электронные произведения Stock-haus’а вдохновили большое количество разных ансамблей, которые в конце шестидесятых находились в поисках новых средств выражения. Среди них “Kraftwerk” и “Tangerine Dream”.

"Kraftwerk"

Что сказать об этой группе? Тот, кто хоть когда-нибудь сталкивался с миром электроники, как самопознания, навсегда будет поклоняться культу ансамбля из Дюссельдорфа. Поэтому им не грозит ни смерть, ни забвение. Сегодня уже все осознали, что “Kraftwerk” были первыми, кто смог соблюсти баланс между поп-музыкой, электроникой и хладнокровием. Ну и конечно все знают, что музыканты из группы “Kraftwerk” наполовину роботы. Trance

Это пища для народа: techno, в его самом распространенном проявлении, с устойчивыми структурами и мелодическими пространствами. Этот саунд создан ныне звездными ди-джеями, среди них прежде всего Westbam, который вместе со своей пластиночной фирмой “Low Spirit” базируется в Берлине, и Sven Vath, который с “Eye Q”, “Harthouse” и “Recycle Or Die” создал из Франкфурта столицу германского techno. Но и в Англии появился свой rave-король — Carl Cox. И конечно, номер один в Италии, Robert Miles. Hardcore/Gabba

Случилось то, что в конце концов и должно было произойти. В разных странах и городах стали появляться чудаки, которые считали все ранее созданное слишком медленным и скучным. Из этого желания “быстрее, громче, жестче” в Голландии, а точнее, в Роттердаме сформировалось цельное музыкальное направление. Они игнорировали любые ограничения и называли себя gabber’ами. Со временем и этот стиль расщепился на happy hardcore, металлический crossover и на дикий саунд с punk-вкраплениями, создаваемый берлинским ансамблем “Alec Empire” на своем лэйбле “Digital Hardcore”. Ambient

Ambient, с одной стороны, довольно давно возникший и развившийся сам по себе стиль. С другой стороны, Ambient — это любимейшая площадка для игр techno-продюсеров: более или менее аморфные путешествия по саунду без звукового ритма. Как и в techno, здесь возможно все: от эзотерического клавишного соуса до минималистических шумов, составляющих основу произведения. В первом ряду находится синтезаторный крейсер “Tangerine Dream” и новые проявления, к примеру, артисты, записывающиеся на британских лэйблах “Beyond” и “Emit”. Над всем этим возвышается трон. Его обладатель — основатель стиля, гений Brian Eno. Bristol

Дебютный альбом группы “Massive Attack” столь же революционен, как и вышедший несколько позже “Nevermind” “Nirvan’ы”. “Massive Attack” сплавили вместе soul и клубную культуру, вознеся их на более высокий уровень, придали новый масштаб сочетанию ритма и вокала. Следующие за “Massive Attack”, “Portishead” украсили и популяризировали эту технику еще раз. А затем Tricky стал знаменем бристольской сцены. Сейчас город вибрирует на каждом углу, от появления новых лэйблов, словно дебютный альбом Roni Siz’а.


Экспериментальная электроника

Эксперименты с электроникой имеют свои давние традиции, распространяясь как на современную классическую музыку, так и на шумовые перформансы авангардистов. При этом параллельно с techno образовалось целое движение артистов, которые не хотят использовать в качестве звукоизвлекающих инструментов современные музыкальные машины. Наиболее известный поставщик подобной музыки — франкфуртский лэйбл “Mil Le Plateax”. Там свою музыку опубликовывает и “Berliner Trio Oval”. Так же и английская фирма “Touch” или кельнский музыкальный магазин “A-Music” формируют это направление.

Intelligent techno

Мутировало из techno для рекламы супермаркетов, посредством тех людей, кто серьезно относятся к культуре и музыке. Элитарный термин “intelligent” мало кому нравится, но изначально он появился для того, чтобы дистанцироваться от однообразия rave-музыки. Лэйбл, являющийся флагманом стиля, “Warp” из Шеффилда, где свою музыку публикуют “Autechre”, “LFO”, “Black Dog” и проживающий здесь пионер Richard H. Kirk из группы “Cabaret Voltaire”. И сегодня, несмотря на широкое распространение стиля лэйбл “Warp” является единственным достойным среди множества других. Ambient Dub

Вот уже пять лет эта штука имеет свое название в клубных кругах — “hottest shit”. Здесь ambient’ное построение звука сочетается со средним темпом groov’а, пропускается через процессор “raver-hall” и преподносится развалившейся в вольготных позах публике, вдыхающей дымы высушенного растения, из которого ранее плели веревки. “Extasy” противопоказано идеологически. Немецкий гуру стиля — Bill “Hansdampf in allen Stilen” Laswell. Ну и обязательно протагонисты британской neo-dub-сцены, сплотившиеся вокруг коллектива “Zion Train”. Не в последнюю очередь нужно посоветовать просмотреть сочетавшееся с drum’n’bass и близкими стилями творчество таких групп, как “The Orb”, “Orbital” и “Ultramarine”.

“MO’WAX”/”Ninja Tune”

О, здесь не любят слова trip-hop. В этих двух лэйблах, чьи названия вынесены в заголовок, за последние три года варились всяко-разные авангардисты, экспериментирующие со стилем hip hop, и создавшие в итоге новый стиль. Основатели этих фирм: James Lavelle (“Mo’Wax”) и дуэт “Coldcut” (“Ninja Tune”) поровну поделили звезд нового стиля. С одной стороны, инструментальный повествователь пространных историй DJ Shadow и его японский коллега Krush, с другой стороны, минималист DJ Vadim (выходец из России) и гениальный Funli Porcini. Abstract/ Freestyle

Смысловое зерно, которое бы соответствовало природе этого стиля, определить непросто. Попробуем объяснить на примере: чтобы ни делал такой артист, как Richard “Aphex Twin” James и его друг Luke “Plug” Vibert, все это на несколько шагов впереди всего электронного мира. И не важно, идет ли речь о drum’n’bass с попсовыми мелодиями, электрическим free-jazz, funky house или душевном инструментальном hip hop’е. Двое других freestyler’а: Mike “u-ziq” Paradinas и Tom “Squaerpusher” Jenkinson.

“Metalheadz”

По-прежнему самый значительный лэйбл в стране drum’n’bass известен благодаря трем сборным пластинкам и нескольким альбомам (см. Goldie “Satu-rnzreturn”). Смысловое поле заполнено такими артистами, как Wax Doctor, Dillinja, Lemon D., “Kemistry & Storm”. При этом не понятно: не то они принесли славу “Metalheadz”, не то они сделали их известными. Тем не менее, продукция “Metalheadz” ожидаема с жадностью всеми, кто бредит стилем “drum’n’bass”. Paris/ Париж

Речь пойдет об еще одной модной теме. Вот скоро год, как Франция определяется на карте клубной музыки не только специалистом в стиле ambient Laurent’ом Gar-nier. Появился коллектив, создавший вокруг себя настоящую истерию. Да, да речь идет о дуэте “Daft Punk”, которые со своим щелкающим саундом выволокли из пыльного угла музыку house. Стоит обратить внимание и на trip hop ориентированные лэйблы “Yellow” и “Sou-rcelab”. Имена: “Air”, DJ Сам, “La Funk Mob” и I:Cube. Wien/Munchen/Вена/Мюнхен

Свежий воздух? Здоровая пища? Горы? Или почему Вена может превратиться в мотор европейской клубной сцены? Заслуга таких людей, как Кruder & Dorfmeister, представителей поколения “schmoovy- groove”. Patrick Pulsingers способен собрать немало поклонников в стиле techno house. Лэйблы: “G- Stone”, “Spray”, “Sabotage” и “Chead”. В Мюнхене: “Disko B” и “Compost”. Koln


/Dusseldorf Кельн/Дюссельдорф

Вечно живой дух “Kraft-werk’а” и “Can” оказал свое воздействие на электронную культуру околорэйнской территории. Здесь взошли такие цветы, как “Air Liqvide” (которые реактивировали для “EMI” лэйбл “Harvest”), создавшие потрясающую систему из проектов и коопераций. Здесь же живут местные звезды funnky-dubby-электроники “Mouse On Mars”. Здесь же базируется множество полуэлектронных ансамблей. Detroit/ Детроит

Автомобильная столица США — колыбель techno, если мы забудем о “Kraftwerk” и Дюссельдорфе. Отец-основатель Juan Atkins и следующий за ним конгломерат “Underground Resistance” (Jeff Mills, Robert Hood и Mike Banks) спроектировали свое творчество на весь мир и изменили все электронное направление в музыке. И прежде всего на их нововведения откликнулись в Берлине. То, что Детроит — не закостенелая история, знает множество музыкантов. Кроме богов Milles’а и Hood’а функционируют более молодые артисты: Carl Craig, Kenny Larkin и Sean Deason. Techstep/ Darkstep

Современное звучание мрачно и зло. Drum’n’bass гуру Grooverider обеспечил в конце 1996 года сотворение скупых и интенсивных вариаций ломаного бита лондонских танцоров. Жесткость, которая проявилась ранее в некоторых трэках объединения “Metal Headz” (прежде всего у Doc’а Scott’а), распространилась посредством лэйбла “No U-Turn” в различных ипостасях. Артисты типа Ed’а Rush’а или новой звезды Boymerang’а кусают музыкальный мир мерцающими звуками из фильма ужасов, искаженными басовыми линиями и угловатым битом. И самое замечательное: можно здорово под все это потанцевать.

Chicago/ Чикаго/

Так как этот город не менее автомобилен и находится по соседству с Детройтом, ветреный Чикаго в тоже время подарил электронной музыке совсем иную траекторию развития. Здесь disco-музыка мутировала безо всякого опосредования в вечно абстрактное и загруженное ритмом пространство, получившее название house. Началось с проекта “Phuture”. Сегодня несколько региональных лэйблов (к примеру: “Cajual” и “Relief”) занимаются публикацией трудов многочисленных ди-джеев. Среди которых: Felix da Housecat, Mike Dunn и Armando. Несмотря на различные изменения в клубной культуре, чикагский саунд остался инструментальным, добрым и strictly House. New York/ Нью-Йорк

Одна из культурных столиц мира — еще один американский город, наряду с Детройтом и Чикаго внесший свою лепту во взросление techno-культуры. Лидерам здесь стали два лэйбла: “Strictly Rhythm” и “Nervous”. В городе всем правит чистейшее удовольствие, которое доставляют работы таких артистов, как Junior Vasquez, Todd Terry и Armand Van Helden. Они просто перемолачивают шлягеры поп-музыки, и за этим к ним выстраивается очередь. Но это не успокоило Нью-Йорк. Вожди продюсирования “Masters At Work” сотворили великий crossover из soul-музыки и Latin-культуры. В то же время в катакомбах нижнего города вырастает собственная drum’n’bass-культура. Бельгия

Страна освещенных автобанов не сегодня прославилась своим, живущим в Англии, концептуальным артистом Mark’ом van Hoen’ом, он же Locast, звездой в стиле progressive-trance Joey’ем Beltram’ом, ну и, естественно, CJ Bol-land’ом. Здесь же находятся два довольно востребованных лэйбла. “R&S”, наравне с “Warp”, точный адрес “intelligent techno”, по которому можно писать и английским drum’n’bass’ам. На лэйбле “SSR” выходят прекрасные сборники “Prog-ression” и “Freezone”, представляющие обзор европейской электронной сцены.

Big Beat

Добрались. Ультимативный crossover. “Big Beat” означает приобщение людей, ранее ненавидящих техно, к этому миру, через группы типа “The Prodigy”, “Chemical Brothers”, “Underworld” и их последователей. Вхождение происходит довольно легко: через полнозвучные сэмплированные гитары и другой шум, через основные звуки ударных и кроме того — через вокалы, которые сохраняют rock- агрессию. А то, что песенный материал, в большинстве своем, очень прост и скромен и лишь сопровождает основной, безобразный бит — это мало кого интересует.

Minimal Techno

Происхождением из Детройта — особенные холодные, редуцированные звуковые картины. Авторы Jeff Mills и Robert Hood. Эхом этой эстетики отозвались художники Берлина и Кёльна: Moritz von Osward со своими лэйблами “Basic Channel” и “Chain Reaction”. А также Mike Ink и его “Outlet Studio 1”, посвятивший себя биту и крошечным модуляциям. Возможно, что кто-то уже слышал и что- нибудь еще подобное.

Jazzy drum’n’bass

То что еще два года назад называлось drum’n’bass, сегодня требует новых обозначений и терминов. Так как направление рваных ритмов так разрослось, что теперь свободно можно разделить его на дополнительные ячейки. Самым популярным, наверное, течением стало сочетание jazz и soul элементов, мягких басовых линий. Поэтому для разграничения от соседних ответвлений сей drum’n’bass получил определение “jazzy”. Тут собрались такие великие имена: “Omni Trio”, LTJ Bukem или Roni Size.

Elektro

“Kraftwerk”, George Clin-ton и disco — три составляющие стремления современных артистов эксплуатировать funk в электронике. Лидером в ренессансе этих пред-hip hop-звуков стал английский лэйбл “Clear”. Здесь эксцентричный гений Matthew Herbert, скрывающийся под именем Dr.Rocket, создает funk’о-несущие трэки из шелеста бумаги и другого домашнего шума. В мастерских мы также наблюдаем такие группы как “Depth Charge”, “Plaid” и “Jedi Knights”, которые по изложенному выше рецепту, да еще с аппликацией из dance floore-элементов, выдают elektro. Основной закон: никакой синтезаторный лоск не замажет настоящей funk-музыки.

Вот такую современную картину электронной музыки нарисовали нам немецкие специалисты из журнала “Musikexpress Sounds”.


Предыдущая статьяРазворотСледующая статья
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co