Булатов Дмитрий - поэт, мультимедиа-художник, лингвоартист. Принимал участие в международных выставках визуальной поэзии в 22 странах мира. Соорганизатор 1 Международной выставки мэйл-арта в Кенигсберге (Обл.историко- художественный музей, 1994 г), международной выставки “Театр Слова” (1995 г). Автор-составитель книги “Экспериментальная поэзия. Избранные статьи.” (Кенигсберг-Мальборк, 1996).

Кенигсберг

Антология визуальной поэзии мира. 90 годы.

Слово и изобразительное искусство издавна описывают друг вокруг друга весьма любопытный танец: сначала они избегали друг друга, поскольку сами себя не знали, испытывали своего рода кризис самоидентификации, не разбирали толком, как им следует самоопределиться, - а потом они уклонялись от контактов, поскольку не знали, как им себя вести друг с другом. Совершенно ясно, что слово не обладает собственной четко выраженной сферой во времени и пространстве, зависит от авторского стиля и метода; что же до изобразительного искусства, то хотя место вербального начала в современных произведениях искусства уже не подвергаетс сомнению, недалеко то время, когда между видами и жанрами литературного творчества и живописью (графикой) пролегали нерушимые границы. С другой стороны - идея сочетани изображения с пояснительной надписью далеко не нова. Оставив в стороне опыт восточной каллиграфии и существование древних рукодельных книг, заметим, что апологеты графемной живописи уже в эпоху барокко находили мастеров, занимавшихс созданием исключительно надписей. Однако в качестве самостоятельного художественного элемента слово и буква начинают выступать только лишь в работах представителей авангардистских направлений 1910-х годов, прежде всего футуристов, кубистов, конструктивистов и дадаистов. Эти направления, в первую очередь - футуризм и дадаизм, наглядно обнаружили точки соприкосновения литературы и изобразительного искусства; слово и букву они использовали в качестве нового формального элемента в визуальном творчестве, видя в этом залог единения художников будущего. Один из основоположников российской экспериментальной поэзии Велимир Хлебников, обосновывая необходимость создания “общечеловеческой азбуки”, писал: “Пусть один письменный язык будет спутником дальнейших судеб человека... Немые - начертательные знаки - помирят многоголосицу языков”(1919 г.) Так собственно и произошло, когда в послевоенном искусстве с новой силой расцвели течени леттризма, поп-арта, концептуализма и визуальной поэзии. Начиная с пятидесятых годов слово получило “постоянную прописку” в работах художников в виде фрагментов текстов, каллиграфических письменных знаков, цифровой графики и т.д. Акционные и сонорные тенденции, развитые позднее Флаксусом и Интернациональной Сетевой Культурой, лишь довершили процесс окончательного слияни вербального и визуального творчества, подтвердив правильность творческих устремлений поэтов и художников начала века. В нынешней “постконцептуальной” стадии современного искусства слово обладает двояким назначением. В одном случае оно выражает мысль, констатацию, пропозицию поэта (художника), котора технически, возможно, и неразрешима, зато может быть составлена из зрительных образов нашей памяти. Во втором случае исходным моментом дл художника служит все та же форма букв, ритм письма, на основе которых он создает свои произведения, иначе говоря, письменный знак, вплоть до своей семиотической составляющей, остающейс обьектом изображения, композиционным элементом. Таким образом, сплав вербального и визуального начала, опосредованный различными видами современной эстетической деятельности придает “нетрадиционной традиции” игры со словом большую универсальность, общую значимость, ибо в подобных работах художника и зрител занимают уже не вопросы формы, а связь искусства с жизнью, что во все времена было сутью и смыслом творчества.

* * * * * * * *

Широкому российскому зрителю (читателю) только предстоит открыть для себя такие явлени нетрадиционной поэзии как конкретная и минимальная, сонорная и акционная, обьектная, тактильная, вакуумная и т.д., познакомитьс с творчеством видных представителей Флаксуса 60-70-х, Постфлаксуса и Интернационального Сетевого Сообщества 80-90-х годов. Дальнейшее вхождение отечественных поэтов и художников в мировой эстетический контекст будет способствовать не только взаимному развитию художественной мысли, но и явится окончательным подтверждением пророческих слов, сказанных в начале века Велимиром Хлебниковым: “Пусть один письменный язык будет спутником дальнейших судеб человека и явится новым собирающим вихрем, новым собирателем человеческого рода...

Зигфрид Шмидт, Германия (р.1940 г., Юлих, Германия)

- поэт, художник, издатель. Профессор лингвистики и литературы в университетах Билефельда и Зигена. Литературной деятельностью занимается с 1959 года. С этого же года провел более пятидесяти персональных выставок в Германии, Италии, Австрии, Португалии, Франции и Японии. С 1968 года участвует в многочисленных коллективных выставках в Германии и зарубежных странах, включа страны Северной и Южной Америки, а так же Японию. Участник неоднократных выставок совместно с Венской группой (Гоппмайр, Гомрингер, Рюм и др.), а так же Венецианской Биеннале 1969 г. Автор более пяти десятков книг визуальной поэзии, прозы, теории литературы - в числе принципиально важных: ”Clovek Straj A.Basen”(1969), “Visuelle Poesie. Thesen und Textzyklus”(1970), “Traktat uber das Wort naturlich”(1972), “Volumina. 5 bande”(1975-1976), “Das Gerust. Schachtel mit 48 Postkarten”(1978), “Einsal oder die Stammrolle”(1980), “Sechs schritte nach ausserhalb”(1986), “Sechs &schatten”(1986), “Luftschiffahrt. Eine Briefpartitur”(1988), “Latemar”(1990), “Alles was sie schon immer uber poesie wissen wollten”(1996), “dos latemar projekt, part I-III(1997) и мн.др. Неоднократный участник различных фестивалей, конференций и коллоквиумов в Праге, Иннсбруке, Цюрихе, Хиросиме, Мюнхене, Линце, Билефельде. Автор серии книг (совместно с Карлом Риа), “Experimentelle texte”, посвященных вопросам теории и практики современной экспериментальной поэзии (всего более сорока выпусков) ФРГ, ГДР, США, СССР и России, Японии, Португалии, Австрии, Франции и др. Работы хранятся в гос. и частных коллекциях Германии, Австрии, Швеции, Италии, США, Испании, Уругвая, Израиля, Чехии, Югославии, Японии, России и др. С 1968 года в разных изданиях (в том числе за рубежом) опубликовал более ста научных работ, статей, обзоров на темы, касающиеся различных аспектов современной конкретной и визуальной поэзии мира. Живет и работает в Мюнстере (Германия).