ROCK IN КАЛИНИНГРАД : БУРЯ В СТАКАНЕ

(о калининградских музыкантах и для них тоже)

Говорят, что в Калининграде есть своя Музыка.Коллективов - масса! Концерты - еженедельно! В прессе, по радио, на телевидении - интервью, песни, клипы, хит-парады! Студии звукозаписи! Синглы и альбомы! Фестивали! Акции! Жизнь кипит!

Ну-ну...

Не будем заходить издали. Прямо, весомо, грубо, зримо.

Возможны два подхода к тому, что поется, играется, записывается и продается в Калининграде :

1. Это хорошо, потому что это хорошо.

2. Это хорошо, потому что это в Калининграде.

В настоящее время подавляющее большинство (если говорить о количестве) исполнителей, продюсеров (есть и такие) и даже журналистов искренне уверены во втором. Эдакая провинциальная гордость за державу. Журналисты и продюсеры - хрен с ними, работа такая. Некоторые из них (скажем, Коробов, Петров или Феоктистов) свой нерукотворный памятник все равно уже заслужили, не творческими, так административными победами. А вот музыканты...

Есть один приемчик, не нами изобретенный. Если ты не умеешь достаточно прилично петь, играть на музыкальном инструменте, писать музыку или стихи - делай все это как получится, но предварительно заяви : "Это мой стиль, а вообще-то нам пох.. ваши неувязочки". Тогда ты сразу становишься оригинален и самодостаточен. Как говорится, все лажи носят концептуальный характер. Играют такие команды тяжело, без тени юмора - барабаны стучат, гитары верещат, солист проникновенно хрипит, нажав ногой на мощный fuzz. Или рэпует мимо денег. Речитатив вообще в таких случаях в почете. Как бы все мы в душе немножко негры... Еще одна фенечка - петь по-английски. Аргумент в этом случае не менее железный - международный язык как-никак! А вот завтра будем мы, блин, на Эм-Ти-Ви, кто ж нас поймет-то там? Тем более родной русский-то, зараза, велик и могуч, с ним еще уметь обращаться надо! А так все равно большинство не врубается, уай ду ю край, Вилли! Хоть таблицу умножения декламируй...

О лабуде, изготвливаемой с помощью сэмплеров-компьютеров из чужой музыки и кинофильмов армией ди-джеев-самозванцев, промолчу. Видимо, к музыке как таковой это отношения не имеет. И слава Богу.

Все это прекрасно, удобно, просто и даже популярно - в определенных кругах. Это избавляет от массы проблем, связанных с творческим ростом и свободным от творчества временем. Но, как гласит известный анекдот, приятно ничего не делать, да вот очень конкуренция большая.

Нет, есть, конечно, у нас люди и группы, знающие и умеющие. Десятка полтора наберется. Лидеры наши (или уже не наши?) "Гитары & Jeans" в этом плане вообще феномен : петь Глеб напрочь не умеет, но ведь всегда на своем месте! Ай да сукин сын!..

Так, может, тем и утешиться?

Но это еще не все.

Существовала когда-то такая штука - "пробный камень". Проведи по нему ребром монеты, и по цвету полоски сразу ясно - фальшивая монета или нет. Увы и ах - ни одна из наших групп не оставила за собой золотого следа за всю историю калининградской музыки. Проще говоря, НИ ОДИН КАЛИНИНГРАДСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ НЕ ИМЕЛ И НЕ ИМЕЕТ В РОДНОМ ГОРОДЕ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА. Газманов и Лада Дэнс не в счет. Лидеры продаж - "Авантюра" и "Гитары & Jeans" - считают три-четыре сотни проданных кассет большим достижением. На полмиллиона человек населения. О прочих что уж говорить...

Предвижу возмущенный крик романтиков-энтузиастов : "Коммерция - не главное!". Может быть. Творец может работать и "в стол" некоторое время. Только вряд ли многие из музыкантов с теплотой в душе грезят о своей посмертной славе. Так что скорее напрашивается другой, несколько обидный, вывод. Страшно далеки вы от народа, господа! Если понимать народ не только как сборище сексуально озабоченных тинейджеров или высоколобых интеллектуалов. А то после иных мрачных философских глубин жизнерадостный дебилизм типа "Пим-пимпим-пиририм" становится чем-то родным, близким и отдохновенным. Идешь и покупаешь себе компакт-диск группы "Мираж"...

Наши музыкальные авторитеты любят заявлять : "В Калининграде

нет шоу-бизнеса, от этого все беды!". Правильно. Бизнес - это покупка и продажа. Покупать и продавать пока особо нечего. Количество еще не перешло в качество, хотя некоторое движение есть. Музыканты же порой считают, что их не покупают, потому что не раскручивают. Тоже правильно! О раскрутке - разговор особый!

Наверно, не надо лишний раз говорить о том, что выступить на более-менее приличном концерте, сделать более-менее приличные записи и выпустить более-менее приличные кассеты (хотя бы) сейчас в Калининграде проблемы не составляет. Если мне возразят, что у музыкантов нет на это денег, я скажу, что либо они лентяи, либо бездари, которым никто их сопли подтирать не намерен. Лишним доказательством того является все-таки наличие реальных концертов, записей и кассет.

А далее, как ни крути, все дороги ведут к прессе.

Вообще с прессой необходимо дружить. В крайнем случае - не воевать. В самом крайнем случае - воевать по-джентльменски. А то вот, например, схлестнулись КВН-щики с Альтовским ("Премьер"). В результате программу "Сити" стали смотреть даже те, кто обычно в это время спал, а оппоненты ее сделали многое, чтобы выглядеть не самым лучшим образом... Для акулы-журналюги не скандал, а именины сердца!

Периодическая печать обычно интересуется уже известными коллективами, как-то и где-то себя уже показавшими. Чаще всего дело сводится к интервью, новостям и скандалам вроде Сократовского. Последние, кстати, предпочтительней с точки зрения известности.

Телевидение - мощная штука, но.. для него требуется видеоклип, во-первых, за который как-то, чем-то и кому-то надо платить, и вовторых, клип этот будет, увы, местного уровня, даже если фонограмма сделана в Лос-Анжелесе. Это отнюдь не упрек нашим телевизионщикам,а констатация их технических возможностей. На "Янтаре" замечается кое-какое движение, благодаря "Калининград In Rock TV", но опять-таки... А если вы не дружите с Феоктистовым?

Остается радио. Денег там вроде бы открыто не просят. Эфира полно, причем именно музыкального. И даже программы о нашей музыке есть! И "Номер Один", и "Калининград In Rock" тот же (сейчас обе на БАСе). Ну, допустим, с программами все ясно. Обе они такие же реальные хит-парады, как "Галерка" - независимая газета; вопрос лишь в том, заставить ли всех друзей и родственников накручивать 22-88-10 или скупать оптом пятничную "Кал-правду". Но почему же замечательные калининградские творения не звучат в обычном эфире?

Причины две :

1) на радиостанциях этих творений нет;

2) эти творения отнюдь не замечательны.

Все наши радио-ди-джеи не дадут соврать. За четыре года FMвещания в области никому (за редким исключением, я узнавал!) из местных Паганини не пришло в голову просто подарить в радиофонотеки свои кассеты. Процитирую Сан Саныча, наверно, самого всеядного и осведомленного : "Я могу работать с любым материалом. Не в программу, так просто в эфир поставлю, лишь бы качество вытягивало да мата не было. Но, в конце концов, кому это больше надо? Что ж я, за ними бегать буду, песни выпрашивать?".

А на второй причине круг замыкается. Продукция оказывается неконкурентоспособной! Как вы думаете, поставит ли ведущий, поддерживающий по долгу службы "ласковый" формат вещания, называющий слушателей "дорогие друзья", песню, исполнитель которой извещает, что он имел в виду весь этот долбаный город и всех его жителей, каковые все как один - мерзавцы и подонки? Согласен, что пример экстремальный. Но другие лучше не будут. Что, ненастроенные гитары лучше? Или хрип вместо пения? Или нижегородский англо-акцент? Выбирайте!

В кинофильме "Душа" есть такой момент. Продюсер, решивший раскрутить безвестную группу, говорит : "Ну, теперь давайте, ребятки, подниматься!" - "Откуда?!" - "Со дна, ребятки, со дна!"

О чем это я и к чему все это?

К тому, что неплохо бы признать всенародно: ситуаци (я бы даже сказал, ситуевина) в калининградской музыке - так себе. На концертах - горстки одних и тех же тусовщиков. Альбомы-кассеты практически никому даром не нужны. Среднестатистический калининградец этой музыки не знает и знать особо не хочет. Большинство рокеров пребывает в счастливой уверенности, что, особо не напрягаясь, не думая о таких вещах, как Мелодизм, Хорошая Поэзия, Наличие Слуха и Вокальных Данных, творит как минимум Всемирную Истроию Рока. А провинциальные журналисты в них эту уверенность поддерживают, попутно ощущая легкую приятность от общения с людьми как бы творческими - мол, ничего, братки, нормально, вы как бы великие, а мы о вас,великих, пишем как бы гениально...

Здесь даже вариантов никаких нет! Либо калининградские музыканты будут спрашивать с себя по полной программе, разумно потакая своему творческому честолюбию и профессиональной гордости, либо... Либо Калининград ВСЕГДА будет городом с большим числом весьма посредственных групп, ничего после себя не оставляющих, кроме головной боли. И никакие балтсаунды с балтистанами, басы-плюсы, премьерыкаскады-янтари и наблюдатели, пусть даже новые, им не помогут.

Сергей ПИМЕНОВ

P.S. Данная статья выражает исключительно личное мнение автора.

P.P.S. Автор, уподобляясь НН-новским посланцам, ненавязчиво рекомендует в качестве положительного примера нижеследующие песни, не совсем ручаясь за точность их названий :

Гитары & Jeans "Небо 501"
Пилоты "Забудь о грусти"
Авантюра "Новый парень"
Шпенков Бэнд "Балтика - чемпион!"
Кури Бамбук "Я люблю"
Дирижабль "Пора домой"
Дейма "Пра свабоду"
Марина Шуминская "Ночь"
Джек "Осень"
ЗФ "Новые сны"
    Main Page