“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

издание  Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

К вопросу о статусе

Калининградская (Кенигсбергская) область была образована на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946г., и до принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г. являлась одной из административных единиц в составе РСФСР (статья 79 Конституции СССР от 12 апреля 1978г. в редакции на 26 декабря 1990 г., с изменениями и дополнениями от 1 декабря 1988 г., 20 декабря 1989 г., 14 марта 1990г.) Собственной Конституции РСФСР не имела.

Область оставалась такой единицей и после принятия 12 июня 1990г. Первым съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете (ст.1 - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное (но не федеративное!) государство…”) Съезд народных депутатов РСФСР подтвердил “необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации”, однако Основной закон суверенного государства – Конституция РСФСР – так и не был принят, и государственности входившие в состав РСФСР административные единицы не обрели.

Руководящими органами управления Калининградской областью на 12 декабря 1993г. являлись областной Совет народных депутатов и глава администрации, избранный этим Советом (Ю.Маточкин). Следовательно, область была субъектом не государственного, а административного права. Следовательно, ее руководящие органы являлись органами административной власти, а не органами государственной власти.

Однако, 31 марта 1992г., глава администрации Калининградской области, не будучи предварительно наделен специальными полномочиями действовать от имени народа Калининградской области, но именуя себя “полномочным представителем органа государственной власти области”, подписывает в Кремле Договор “О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и протокол к нему, являющиеся частями Федеративного договора, заключенного в этот же день полномочными представителями 19 суверенных республик, входящих в РФ, включая представителя самой Российской Федерации.

12 декабря 1993г. граждане РСФСР, проживающие на территории Калининградской области, приняли участие во всенародном голосовании по принятию Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Россия объявляла себя федеративным государством, то есть, согласно международной юридической терминологии, союзом суверенных государств (государственных образований) – союзом субъектов государственного права. Этой же статьей были определены и другие обязательные элементы статуса: самоназвание - Россия, отношение к праву, демократии, указание на форму правления – республиканская.

Конституция была принята большинством голосов и, в соответствии со статьей 65, Калининградская область стала именоваться субъектом РФ, то есть, субъектом государственного права. Однако, в бюллетенях для голосования, отпечатанных по единой для всей РСФСР форме, отсутствовали вопросы, касающиеся согласия (несогласия) жителей Калининградской области на отказ от административной правосубъектности и обретение статуса субъекта государственного права.

В то же время, в соответствии со статьей 66 Конституции РФ, наличие статуса у субъектов Федерации обязательно. В краях, областях, городах федерального значения, автономных краях и округах он определяется законодательными (представительными) органами субъектов РФ самостоятельно.

28 декабря 1995г. Калининградской областной Думой был принят, и 18 января 1996г. подписан главой администрации области Устав (Основной закон) Калининградской области. Однако статус Калининградской области как субъекта государственного права этим документом также определен не был. Не было определено ни отношение области к праву, ни отношение к демократии, ни указание на форму правления.

Выводы:

- Калининградская областная Дума и губернатор Калининградской области, именующие себя органами государственной власти Калининградской области нелегитимны;

- Устав (Основной закон) Калининградской области и Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией подписаны не уполномоченными на то представителями и ничтожны в силу закона;

- Калининградская область не является субъектом государственного права и, следовательно, не является субъектом Российской Федерации;

- Калининградская область является территорией России, на которой проживают граждане России;

- за жителями Калининградской области сохраняется конституционное право самостоятельно определить все пять элементов своего государственно-правового статуса, принять Основной закон, определив в нем систему органов государственной власти, и заключить равноправный Договор с Российской Федерацией.

04.12.2001г.                                                                                                                         С.Пасько