“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

издание  Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

БЕСПРИЗОРНАЯ КЛАЙПЕДА
    Решение калининградской проблемы следует искать в Литве
    Николай Платонов

    В последнее время особую остроту приобрел вопрос обеспечения беспрепятственного доступа людей и грузов из Калининградской области в Россию и обратно, через Литву. Между тем у Литвы как кандидата на вступление в Евросоюз и НАТО есть определенные сложности в виде нерешенной территориальной проблемы с Россией - имеется в виду статус города Клайпеды и его окрестностей. Поэтому, в частности, до сих пор не ратифицирован Государственной Думой российско-литовский договор о границе, на чем давно настаивает официальный Вильнюс. Представляется, что с нашей стороны необходимо напрямую увязать клайпедскую и калининградскую проблемы. Тем более что, как будет показано ниже, Литва не имеет никаких прав на Клайпеду, которая является единственной глубоководной гаванью этой страны. И есть все основания считать, что взаимоприемлемое для России и Литвы решение проблемы беспрепятственной связи Калининграда с остальной российской территорией может быть достигнуто путем предварительного соглашения между Москвой и Вильнюсом по вопросу о Клайпеде. Не исключено, что для достижения консенсуса придется прибегнуть к помощи Международного суда в Гааге.

    Какова же история клайпедского вопроса? Самое интересное, что такой проблемы в международных отношениях не было до 1919 г.

    Крепость Мемель (а именно так на протяжении большей части своей истории называлась Клайпеда) была основана в 1252 г. немецким Тевтонским орденом на месте небольшого поселения племени куршей - искусных мореходов и пиратов, ставших одними из предков латышского народа. В 1258 г. город Мемель получил любекское право. По Торуньскому (1411 г.) и Мельнскому (1422 г.) мирным договорам между Польско-Литовским государством и Тевтонским орденом Мемель оставался за последним, хотя сами войны, увенчавшиеся указанными договорами, были крайне успешными для литовцев и поляков. Причем Литва по упомянутым договорам вернула себе все земли, которые она считала исконно своими.

    После упразднения Тевтонского ордена в 1525 г. Мемель находился до 1871 г. в составе Пруссии, а затем соответственно Германской империи. В 1807 г. Мемель даже был временной столицей Пруссии, большая часть которой была оккупирована Наполеоном. Таким образом, Мемель никогда не входил в Литовское государство, в каком бы виде оно ни существовало.

    Перед Первой мировой войной Мемель в административном отношении находился в составе Восточной Пруссии, правительственный округ Кенигсберг. Сформировавшееся в начале ХХ в. литовское национальное движение никогда не предъявляло никаких претензий на Мемель, а, наоборот, ориентировалось на Германию, которая, в свою очередь, активно поддерживала литовских националистов в их борьбе против России. Впервые притязания на Мемель заявил конгресс американских литовцев в Чикаго в сентябре 1914 г.

    Предметом же собственно международных отношений мемельский вопрос стал только с 1919 г., когда по Версальскому договору (ст. 99) город с прилегающим районом (общая площадь 2657 кв. км) был отделен от Германии. Однако попытки литовских представителей добиться передачи Мемеля Литве встретили жесткое сопротивление Антанты. Да и сама Литва еще не была признанным мировым сообществом суверенным государством, и в Лигу Наций она была принята только в 1921 г. К тому же на Мемель зарилась Польша. Поэтому Мемельская область была передана под управление четырех держав - Франции, Великобритании, Италии и Японии. Фактически верховную администрацию составляли французы. Будущее области было полностью открытым (Литва в Версальском договоре даже не упоминалась). Под верховенством французского наместника ею управляла директория, состоящая в основном из немцев. Мемель обладал правом заключать торговые договоры с иностранными государствами, имел свой суд, флаг и таможенный суверенитет. Продолжало существовать германское гражданство жителей, и в основном сохраняли силу прежние законы. Все дело шло к обретению Мемелем статуса вольного города по образцу Данцига. На состоявшемся в 1922 г. референдуме около 90% населения Мемельской области высказалось именно за этот вариант. Однако 10 января 1923 г., пользуясь обострением отношений Германии с Бельгией и Францией (приведшим к оккупации последними Рурской области), литовские регулярные войска (частично в штатском, частично в форме) оккупировали Мемельскую область. Было организовано что-то вроде повстанческого комитета, заявившего о возвращении "Малой Литвы" в лоно "матери-Родины". Кстати, многие немецкие историки не без злорадства отмечают, что подобный сценарий использовал в отношении самой Литвы Сталин в 1940 г.

    Французы оказали сопротивление литовским войскам. Париж заявил протест и угрожал разрывом дипломатических отношений. Однако затем, не желая распылять силы перед лицом неспокойной Германии, французы вывели в конце концов свою администрацию. 8 мая 1924 г. по требованию Антанты в Париже была заключена Мемельская конвенция между Великобританией, Францией, Италией и Японией - с одной стороны, и Литвой - с другой стороны (вступила в силу 25 августа того же года). Согласно этому документу, Мемельская область передавалась Литве (по неофициальному объяснению - как возмещение за захваченный Польшей в 1920 г. Вильнюс). Параграф 15 конвенции гласил, что "право суверенитета над Клайпедой или его исполнение не может быть изменено без согласия высоких договаривающихся сторон". К конвенции прилагался статут, обязывавший Литву соблюдать права немецкого населения.

    На практике литовцы и не собирались выполнять статут, хотя страны - гаранты конвенции постоянно напоминали об этом. Литва проводила политику искусственного насаждения в области своего языка, хотя, по данным переписи 20 января 1925 г., только 26,5% населения Мемельской области считали себя литовцами. После правого переворота в Литве в декабре 1926 г. в области было введено военное положение (в самой "демократической" Литве парламент в 1927-1936 гг. вообще не собирался). Были запрещены немецкие партии и распущен местный парламент, что было грубым нарушением статута. Под воздействием Лиги Наций литовцы были вынуждены назначить в Мемельской области новые выборы, которые дали большинство немецким партиям (25 мандатов из 29). Однако уже в 1932 г. под давлением укрепившихся у власти в Литве националистов (их лидер и президент страны Сметона носил титул "вождя" и восхищался Муссолини) избранные немецкие власти Мемеля были арестованы. Следствием стало обращение держав - гарантов Мемельской конвенции в Международную судебную палату Лиги Наций (этот орган стал прообразом нынешнего Международного суда ООН и также находился в Гааге). Кстати, и это важно для России сегодня, судебная палата четко заявила, что данный вопрос входит в ее юрисдикцию, и потребовала от Литвы восстановить права мемельского парламента.

    Положение вокруг Мемеля изменилось в марте 1938 г., когда Литва была вынуждена под угрозой войны принять ультиматум Польши о немедленном и безусловном восстановлении дипломатических отношений (были прерваны после оккупации Польшей Вильнюса). Литовское правительство в качестве противовеса Польше стало стремиться к улучшению отношений с Германией. Сами литовцы попросили Берлин высказать претензии по положению немецкоговорящего населения Мемельской области, и после того как немцы не преминули это сделать, их требования были удовлетворены.

    В ноябре 1938 г. в Мемеле было отменено военное положение. На состоявшихся в декабре того же года выборах в мемельский парламент (сеймик) 87% голосов было отдано за единый список немецких партий. В марте 1939 г. Германия заявила о желательности решения мемельского вопроса путем возврата области в рейх. 22 марта 1939 г. в Берлине был подписан Германо-литовский договор о воссоединении Мемеля с Германской империей, по которому, в частности, Литве предоставлялась на 99 лет свободная зона в Мемельском порту.

    Был ли договор диктатом? Конечно, давление немцы оказывали, но против версии о полном диктате говорят следующие факты. 30 марта 1939 г. литовский сейм ратифицировал договор единогласно. Никакого протеста или специального заявления о недобровольности заключения договора с литовской стороны сделано не было. Не было и попыток провести референдум о принадлежности Мемеля хотя бы постфактум (пытался ведь австрийский канцлер Шушниг остановить грозящий его стране в 1938 г. аншлюс с помощью плебисцита) или воззвать о помощи к странам - гарантам Мемельской конвенции. Можно сделать вывод, что Литва сама стремилась улучшить отношения с Германией в пику Польше, пусть и ценой малоприятной уступки Мемеля. Не зря в том же договоре от 22 марта 1939 г. содержалась статья, гласящая, что "обе договаривающиеся стороны берут на себя обязательство не применять друг против друга силу и не оказывать поддержки применению силы против одной из договаривающихся сторон со стороны третьей стороны".

    Сразу же после заключения германо-литовского договора Германия нотифицировала его всем странам - гарантам Мемельской конвенции. Япония, Франция и Италия никак не отреагировали, а Великобритания в ноте от 15 мая 1939 г. де-юре признала включение Мемельской области в состав Германии. Кстати, после вхождения Мемельской области в состав Германии она была включена в административном отношении в состав Восточной Пруссии, а именно провинции Кенигсберг.

    Как известно, Потсдамская конференция 1945 г. (раздел VI Итогового документа) решила согласиться в принципе с передачей СССР города Кенигсберга с прилегающим районом. Литва не была субъектом Потсдамских договоренностей, а административное деление бывшей северо-восточной части Восточной Пруссии, отошедшей к СССР, было, естественно, внутренним делом Советского Союза. После освобождения Мемеля 28 января 1945 г. Советской армией эта область была де-факто передана Литве, хотя, насколько известно, никакого специального законодательного акта на сей счет принято не было. Именно поэтому все немецкие источники считают датой включения Клайпеды в состав Литовской ССР апрель 1948 г., когда был принят закон об административно-территориальном делении республики, в котором впервые упоминалась Клайпедская область как часть Литовской ССР. Указом Верховного Совета СССР от 28 января 1948 г. все жители Клайпеды литовской национальности, бывшие литовскими гражданами до 22 марта 1939 г., получали советское гражданство. Немцы из Клайпеды могли ходатайствовать о приеме в гражданство СССР в индивидуальном порядке.

    Окончательное послевоенное урегулирование в отношении Германии (на которое ссылалась Потсдамская конференция) произошло 12 сентября 1990 г. с подписанием соответствующего договора ФРГ, ГДР, СССР, Францией, Великобританией и США (так называемый договор "2+4"). Статья 1 этого документа определяет Германию как ГДР, ФРГ и весь Берлин. Так как границы новой Германии признаны окончательными, то все бывшие немецкие территории к востоку от линии Одер-Нейсе (нынешняя германо-польская граница) Германией утрачиваются. Однако насчет того, что конкретно и кому передается, в договоре ничего не говорится. Поэтому согласно нормам международного права бывшие германские территории отходят к тем, кто ими реально владел к 1990 г. В случае с северо-восточной частью Восточной Пруссии - это Советский Союз (тем более что это было предопределено Потсдамской конференцией). Никакой особой ссылки на принадлежность Клайпеды к Литве сделано не было, тем более что Литва в 1990 г. с точки зрения всех государств была частью СССР или по крайней мере не была независимым государством.

    После выхода из состава СССР Литва заявила, что никогда добровольно в Советский Союз не вступала, поэтому отказывается от всех прав и обязательств, вытекающих из ее нахождения в составе СССР. Тем самым вопрос о принадлежности Клайпедской области де-юре вновь оказался открытым. Ведь международное право подтверждает передачу Восточной Пруссии (включая Мемель) СССР, а не Литве. Поэтому по логике Литва обязана вернуть СССР или государству - правопреемнику последнего в международных отношениях (а по Потсдамскому соглашению и договору "2+4" это однозначно Россия) Клайпеду с прилегающим районом.

    Думается, что в свете вышеизложенного у России есть все основания добиваться благоприятного для себя урегулирования клайпедского вопроса. В любом случае вопрос о Клайпеде не должен быть закрыт ранее отвечающего интересам России решения калининградской проблемы.

    материалы: Независимая Газета © 1999-2000
    разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000 Опубликовано в Независимой газете от 30.07.2002
    Оригинал: http://ng.ru/world/2002-07-30/1_klaipeda.html