“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

еженедельник Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

19.06.1999 года

ХРОНИКА

Аналитики БРП подготовили и направили главе администрации области материалы, касающиеся международного положения нашего анклава. В частности, в них идет речь о следующем:

1 .Объективные предпосылки.

Величайшим политическим и экономическим событием нашего времени становится расширение Европейского Союза -начиная с 2003 года, число его членов намечается довести с 15 до 26 за счет государств Центральной и Восточной Европы и Прибалтики . Все это заметно увеличит ресурсный потенциал ЕС ( территорию -на 34 %, население - на 29%), беспрецедентно возрастет политическое влияние ЕС при принятии глобальных решений, так как гегемония Евросоюза на основной территории Европы придаст ему совершенно иной международный политический вес, статус и позиции во всех международных организациях, таких как Всемирная Торговая Организация (ВТО), МВФ,ОБСЕ,НАТО. Позиция ЕС - 26 может стать решающей при рассмотрении вопросов международного права.

Очень весомым и зримым станет воздействие расширения ЕС на нашу страну, и нейтрально- приглушенная реакция России на этот процесс, в отличие от общегосударственной кампании против расширения НАТО на Восток, вызывает недоумение. В сегодняшней ситуации чрезвычайно важно четко осознавать значимость этого события и соразмерно на это реагировать. Безусловно, в предстоящем расширении есть и определенные плюсы для нашей страны, но для выработки позиции и стратегии важнее осознание негативных последствий.

В экономическом плане создастся серьезная угроза российскому экспорту:

• единая протекционистская сельскохозяйственная политика ЕС в значительной степени закроет их рынок для российского аграрного экспорта;

• потребуется масштабная переаттестация нашей промышленной экспортной продукции под требования ЕС, что поставит дополнительный барьер российскому промышленному экспорту на рынок ЕС.

Еще более значительными будут негативные последствия расширения ЕС в сфере политики, особенно геополитики. Объединение основной части Европы в рамках Европейского Союза, по сути, создаст на континенте биполярную модель межгосударственных отношений. В случае, если взаимоотношения ЕС-26 и России складываются нормально, на принципах добрососедства и сотрудничества, о чем не устает повторять официальный Брюссель, в случае, если, будут действовать механизмы такого развития отношений ( регулярные встречи на высшем уровне, постоянный политический диалог сторон, участие в рабочих органах ЕС представителей России и т. д.), в этом случае можно рассчитывать на то, что ярко выраженная биполярность не приведет к конфликтам . Во многом это будет зависеть от позиции и доброй воли ЕС-26 и подготовленности к этой ситуации России. Что касается позиции ЕС-15 , то нельзя не обратить внимание на ряд настораживающих факторов, которые, в совокупности, могут привести к тому, что в “изменившейся” единой Европе Россия может оказаться на краю континента, вне его экономических и политических процессов, причем в обстановке необязательно дружественной.

К числу таких факторов следует отнести, прежде всего, тот факт, что планы расширения ЕС разрабатывались без учета существования интересов России. А Россия, в свою очередь, не предприняла никаких попыток напомнить о своих интересах, чему были страшно удивлены в Брюсселе. От Москвы ожидали, по информации западной прессы, немедленной реакции на вступление в ЕС стран Балтии и Польши, так как это непосредственно отразится на одном из российских регионов - на Калининградской области РФ, но никаких заявлений не последовало, и сейчас, как это не парадоксально, Брюссель больше озабочен тем, что же станет с “российской кукушкой в европейском гнезде”, чем Москва.

Далее, после исчезновения идеологических разногласий во взаимоотношениях с Россией и СНГ, Брюссель немедленно приступил к переделу в свою пользу постсоветского наследства, начав строить свои взаимоотношения с бывшими странами СЭВ и Прибалтики на основании ст. 238, Устава ЕС, тем самым автоматически регламентируя их как “ ассоциативных членов”, а с Россией и СНГ - на основании ст. 113 и 235, регламентируемые как “иррегулярные внешние связи ЕС”. Затем Брюссель еще более усугубил это противопоставление, подписав с первой группой стран договоры, а с Россией - всего лишь соглашение о партнерстве. Соответственно оказывалась и финансовая помощь - Россия и страны СНГ могли получать только консультационную помощь западных экспертов, чьи услуги оплачивались через программу ТАСИС, в то время как страны Центральной и Восточной Европы, а так же Балтии получали значительные инвестиционные суммы.

Следующим тревожным фактором является то, что ЕС расширяется на Восток одновременно с НАТО, и хотя лидеры обоих блоков характеризуют эти процессы как автономные, документы рисуют несколько иную картину -в документе “ Повестка дня -2000”, регламентирующем расширение ЕС записано: “ Расширение ЕС должно иметь обязательной целью обеспечение повышенного стабилизационного влияния на Европу, дополняющего то, которое достигается через расширение НАТО.” На фоне такого сближения двух указанных процессов, расширение ЕС с точки зрения интересов России приобретает уже совсем другое измерение, так как затрагивает ее национальную безопасность.

И последнее, принципиально важной для интересов России становится динамика функционирования ЕС, его планы на 21 век. Уже сегодня лидеры ЕС позитивно отзываются о возможности еще одной волны расширения ЕС, которая накроет уже и территорию СНГ. В числе кандидатов этой новой волны, со ссылкой на заявления нынешних лидеров этих стран, называют Украину, Молдавию, Грузию и Азербайджан. Такой ход событий в будущем, кстати, отнюдь не фантастический, поставил бы крест на СНГ и привел бы к полной изоляции России.

Все эти вышеперечисленные факторы вызывают опасение, что процесс расширения ЕС из политически нейтрального, как он представляется официально, может стать направленным против интересов нашей страны.

С учетом всего вышеизложенного уже сегодня существует настоятельная необходимость широкомасштабной профилактической нейтрализации всех возможных предпосылок будущего противостояния и конфронтации. На национальном уровне необходима разработка системы будущих взаимоотношений России и ЕС с учетом интересов и возможностей Калининградской области РФ.

 

2. Калининградская ситуация

Все вышеизложенное самым непосредственным образом отражается на судьбе нашего региона, создавая нам как дополнительные возможности, так и дополнительные сложности. В сложившихся условиях очень важно понимать, что Калининград может оказаться в экономической и политической изоляции, если сегодня не начать готовиться к будущей ситуации, когда он окажется в окружении стран - членов ЕС. Для подготовки к будущей ситуации чрезвычайно важно постоянное внимание руководства области и мэра областного центра к международным вопросам, так как их значимость и ответственность многократно возрастают. Предстоящее расширение ЕС повышает также и значимость региона для всей страны при отстаивании ее интересов в Европе, так как уже сегодня у Калининграда есть все реальные предпосылки для несколько иного отношения ЕС к нам, чем к России в целом, и этим следует воспользоваться в интересах всей страны. Например, по имеющейся информации , Брюссель готов включить Калининград в так называемые “ зоны качества”, это страны и отдельные регионы, которым ЕС окажет финансовую помощь на проведение стандартизации их продукции. Включение Калининграда в такую программу позволило бы нам повысить качество выпускаемой продукции и создать здесь различные новые производства, продукция которых отвечала бы европейским стандартам. А это, в свою очередь, создало бы предпосылки для того, чтобы продвигать российский экспорт на европейский рынок.

Предстоящее расширение ЕС создает уникальные возможности для Калининграда получить дополнительное финансирование на реализацию экологических, транспортных и социальных проектов, так как в Брюсселе отдают себе отчет в том, что затрачивая огромные суммы на решение экологических проблем, например, Балтийского моря и не финансируя Калининград, они занимаются напрасной тратой средств и времени.

В смысле влияния на будущую ситуацию наше географическое положение является огромным положительным фактором, и этим надо умело распорядиться в интересах региона. Возможностей для этого множество, так как превращение Балтийского моря после 2004 года во внутреннее море ЕС заставляет и ЕС, и страны Балтийского моря- члены ЕС изыскивать дополнительные возможности по улучшению экологической, экономической и социальной обстановки в Калининграде. Только Дания выделила 45 млн. датских крон ( 6,5 млн. долларов США) на 1999 год на оказание содействия странам Балтии и Калининграду.) Аналогичную помощь готова оказать Швеция.

Эти возможности уже частично используются, что позволило мэрии Калининграда привлечь 2,7 млн. ЭКЮ на реализацию 18 проектов из фондов ЕС, Дании и Швеции.

Для успешной реализации имеющихся потенциальных возможностей необходима очень квалифицированная, высокопрофессиональная, четко скоординированная международная деятельность. Представляется целесообразным, для оперативного решения вопросов, а также в связи с необходимостью иметь право самостоятельного ведения переговоров, ввести должность вице -губернатора по международным вопросам.

Такое повышение статуса международной деятельности заметно облегчило бы получение финансирования для проектов, так как вопросы финансирования решаются чиновниками высшего звена.

Подобное изменение статуса было бы положительно воспринято зарубежными партнерами как сигнал повышения значимости международного сотрудничества в деятельности руководства области и готовности к ее расширению.


От редакции. Реакция губернатора пока никакая.