Газета АвтоРынок /Калининград/


www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ БЫЛИ НЕ ХУЖЕ ИНОМАРОК
В.Карпов


С середины 18 и до конца 19 века во многих странах мира, в т.ч. и в России, высокими темпами шло развитие техники и, в частности, транспортных средств. Изобретатели, опираясь на достижения в области построения двигателей внешнего и внутреннего сгорания, начали создавать самодвижущие коляски.

Уже в 1873 г. на основе эксперементов Черепановых на заводе Мальцева в Людинове была построена партия военных тягачей (7 штук), оснащенных паровой машиной мощностью 10 л.с. Этот тягач буксировал 17 тонн со скоростью 6-8 км/час, имея собственную массу 8 тонн.

Позже в автомобилестроении предпочтение стали отдавать двигателям внутреннего сгорания.

Впервые в России такой двигатель сконструировал и изготовил в 1884 году лейтенант Военно-Морского флота Е.А.Яковлев. В 1889 году на своем заводе в Петербурге он начал их серийное производство. В 1893 году на выставке в г.Чикаго русские двигатели Яковлева получили первую премию. На этой же ярмарке-выставке демонстрировался первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания "Бенц" немецкой фирмы "Вело". Именно этот автомобиль подтолкнул Яковлева на создание русской машины. При осмотре "Бенца" Яковлев заметил, что его собственный двигатель имеет много преимуществ и технических новинок.

Прошло три года, Яковлев Е.А. совместно с инженером Фреде П.А. создает русский автомобиль, который по своим характеристикам превосходил уже созданные иномарки.

Эта машина имела мощность 2 л.с., вес 300 кг, скорость 21 км/час, запас хода 250 км.

После смерти Яковлева с 1899 года его дело продолжил Фрезе. В 1901 году он начинал строить модели с двигателями мощностью 4-5 л.с. В этом же году им был построен первый русский грузовик с двигателем, мощность которого составляла до 8 л.с. Этих машин выпустили несколько десятков.

Одновременно с Фрезе в России автомобили строили на заводе Ю.А.Миллера в г.Москве, в Петербургских мастерских Э.Ф.Литке, на Московском заводе "Бромлей", ростовском "Аскай", а так же на заводе Г.А.Леснер в Петербурге. Однако все эти автомобили являлись не основной продукцией заводов, а любительским хобби отдельных богатых инженеров, трудившихся над своими первенцами в одиночку.

В 1904 году на заводе "Г.А.Леснер" был построен пожарный автомобиль с двигателем мощностью 15 л.с., также изготовлены различные модификации машин мощностью до 90 л.с. - самых сильных в мире на то время.

По своему уровню развития научно-технический мысли и имеющимся изобретениям Россия в то время далеко шагнула вперед немецких, французских и английских автомобилестроителей, однако поддержки в правительственных и финансовых кругах не получила.

Русским инженерам принадлежит пальма первенства в создании карбюратора Поворотского - 1894г., привода на передние колеса Романовского - 1899г., независимой подвески Литке - 1901г. электрического освещения Романова - 1901г. и многое другое. Эти достижения очень быстро находили применение на зарубежных автомобилях. Достаточно сказать, что каждый пятый автомобиль, сделанный в России, приобретался автофирмами, где разбирался, изучался и приносил ощутимые плоды нашим конкурентам.

1909 год в истории русского автомобилестроения открыл новую страницу начала производства машин на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге и заводе Пузирева в Петербурге. Совместно эти два завода выпустили более 800 машин различной модификации, о надежности которых знал весь мир.

Мировой рекорд долговечности и прочности установила русская машина с шасси N 14 из третьей серии завода. На ней Петербургский журналист А.П.Нагель с июня 1910 по январь 1914 г. проехал по дорогам Европы и Африки 80 тысяч км без капитального ремонта.

В общий сложности Россия за 20 лет выпустила немногим более 1500 автомобилей, а в 1914 году их производство почти прекратилось. В то время российский рынок был ориентирован на Запад. И только после революции, когда государство полностью монополизировало производство, началось плановое строительство крупных автомобильных заводов-гигантов. Однако за 10 лет автомобильного застоя с 1914 по 1924 г. мы отстали от наших западных конкурентов так, что до сих пор не можем не то что догнать, но даже сократить временный разрыв в 10-15 лет. Покупатель на авторынке это наглядно видит и в большинстве случаев отдает предпочтение иномарке.


 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок, дизайн Олега Дулецкого, размещено на сервере компании ЕТайп